УНИВЕРСИТЕТ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

УНИВЕРСИТЕТ
высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры.

Источник: Словарь терминов по социальной статистике

Университет
учреждение высшего профессионального образования, в наибольшей степени сочетающее в себе развитие учебной и исследовательской деятельности. Первые университеты возникают в Южной Европе в XII-XIII вв. При переходе общества к индустриальному обществу университетское образование стало дополняться неуниверситетским сектором, получившим наиболее широкое распространение в середине ХХ в. под влиянием потребности общества в массовом послесреднем образовании. В футурологических теориях 1970-х гг. (теории постиндустриального, посткапиталистического, постбуржуазного обществ) университет был провозглашен основным социальным институтом новой реальности. Тенденции развития современного общества свидетельствуют не только о влиянии университетов на социальные изменения, но и социальной трансформации моделей университета под влиянием развития общества и формировании сетевых, дистанционных, виртуальных, предпринимательских, проектно ориентированных моделей.

Источник: Глоссарий по социологии. Фин. университет при правительстве РФ. Проект www.fa.ru

УНИВЕРСИТЕТ
university) — форма заведения высшего образования, в большинстве стран стоящая на вершине иерархии типов учреждений, обеспечивающих послешкольное обучение. Однако из этого общего правила имеются исключения. Например, grandes ucoles во Франции, готовящие персонал для высших сфер правительства и промышленности, стоят выше университетов с точки зрения престижа. Хотя университет по своему происхождению является средневековым учреждением, есть некоторые, включая Оксфорд и Кембридж, чье рождение датируется позднее, но в основном большинство современных заведений создано сравнительно недавно — во второй половине 19-го столетия, а многие в XX в. в результате быстрого расширения высшего образования почти во всех странах, начиная со второй мировой войны. Это, в свою очередь, отражает тот факт, что почти во всех странах высшее образование играет ныне доминирующую роль в подборе кадров, хотя характер и значение этой роли дискутируются (см. Креденциализм; Конкурс; Высшее образование; Интеллектуальный труд). Есть и другие важные различия в характере университетов в разных странах. Так, Германия имеет систему, в которой доминирует профессура, а упор делается на исследования, ученость и относительно ограниченный, жестко управляемый доступ, тогда как американская система в намного большей степени находится под контролем администраторов, но в то же время "открыта" и представляет широкий доступ большой доле населения (см. Массовое высшее образование). Наряду с функциями обучения, исследования и социального контроля, университет обладает жизненными функциями. Как утверждает Кларк (1983), способность современного университета такова, каковы его "соответствующие функции". По мнению некоторых ученых, университеты чрезвычайно важны для характера современных обществ, основанных на знаниях. См. Информационное общество; Постиндустриальное общество; Белл. См. также Новые университеты.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Университет
Університет. University. 1. Вершина в иерархии учебных заведений, обеспечивающих послешкольное образование. У. – порождение средневековых социальных отношений. Последовавшее за средневековьем дальнейшее развитие разделения труда и углубление специализации видов деятельности повлекло за собой появление учебных заведений, претендующих на равный или даже более высокий статус в системе образования, чем университет. Так, например, появились военные академии, различные учебные заведения, готовящие высший управленческий персонал и т. д. В новейшей истории стран СНГ появилась тенденция профанации университетского образования, связанная с тем, что многие, в том числе и рядовые ВУЗы перешли в статус У. Это связано скорее всего с тем, что если многие ВУЗы, как и У., занимались обучением и исследованиями, то все же выпускники университетов чаще попадают на государственную службу, в связи с чем У. становятся способными выполнять и функцию социального контроля. Такой факт приводит к тому, что и среди самих У. выделяется группа так называемых элитных У., в определенной степени нивелирующих значение остальных. Инфляция университетского образования означает смену социальной цели образования как социального института, которая теперь должна заниматься не формированием личности с энциклопедическим складом ума, обеспечивающем возможность для творческой духовной деятельности, а готовить функционера, способного выполнять инструкции и распоряжения. 2. Согласно А. Молю – тип учебного заведения, функциональное предназначение которого заключается в гуманитарной подготовке студентов, т. е. давать гуманитарное образование, основным ядром которого являются представления о всеобщих законах функционирования Вселенной. У. в этом смысле обеспечивает не только подготовку специалистов с универсальным образованием, но и занимается производством универсальных знаний о мире, центральным ядром которого является человек, что и обусловливает гуманитарный характер таких знаний. См. также Гуманитарная культура и Мозаичная культура.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
259.70 кб

Классический университет в контексте социальной истории России

Шаповалов Владимир Александрович
Aнализируется роль классического университета как носителя исторического знания, традиций и ценностей в обеспечении единства социального и культурно-цивилизационного пространства современного российского общества.
Читать PDF
256.21 кб

Технический университет в образовательной традиции ХХ века

Кокоревич М. Н., Бадин В. А., Репета А. И., Мурашова Л. Г.
В статье проанализирован технический университет как образовательный феномен, его статус в образовательной традиции 20 века. Автор также раскрывает роль технического университета в развитии традиций высших технических школ.
Читать PDF
284.16 кб

Университет: опыт институционального анализа

Моргунова А. Г., Носков Э. Г.
Предметом изучения в статье является университет как специфический социальный институт.
Читать PDF
404.29 кб

Университет и общественное благо

Калхун Крэйг
Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, это учение забывает, что обстоятельства изменяютс
Читать PDF
108.47 кб

Университет среда социализации молодежи

Минзарипов Р.
Читать PDF
342.10 кб

Предпринимательский университет как воплощение «Третьей миссии» университета: pros and cons часть I.

Сафронов Роман Олегович
В статье рассматривается «третья миссия» университета, под которой понимается любая активность университета вне его академической деятельности (преподавание и наука).
Читать PDF
1.27 мб

Региональный университет: социологическое измерение

Михайлов Валерий Алексеевич
Читать PDF
1.04 мб

Университет как средство спасения городов, находящихся в упадке (на примере польского города Грудзён

Дейна Дагна , Наласковски Филип
В тексте представлена социальная, экономическая и образователь ная ситуация Грудзёндза 100-тысячного города в северной части Польши. Ситуация в городе описана в более широком социально-педагогическом контексте.
Читать PDF
457.14 кб

Университет и два значения ответственности: объективация общественных эффектов образовательных инсти

Забаев Иван Владимирович, Павлюткин Иван Владимирович
Авторы рассматривают высшее образование как важный источник не только частного, но и общественного блага. Университетам вменяется особая ответственность за формирование общества.
Читать PDF
258.34 кб

Ричард Сведберг (Стокгольмский университет)1

Сведберг Ричард
Читать PDF
82.20 кб

С.А. КРАВЧЕНКО. НЕЛИНЕЙНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА: ИГРАИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД. М.: МГИМО-УНИВЕРСИТЕТ, 2

Гусев Алексей
В данной статье рецензируется последняя работа С.А. Кравченко «Нелинейная социокультурная динамика: играизационный подход».
Читать PDF
164.42 кб

О концептах «Академический капитализм» и «Предпринимательский университет»

Нефедова Алёна Игоревна
Статья посвящена обзору концепций «академического капитализма» и «предпринимательского университета», которые в последние два десятилетия активно обсуждаются исследователями высшего образования.
Читать PDF
0.00 байт

Первокурсник химикометаллургического факультета: как он попал в Горный университет, чего хочет и к ч

Сорокин С.И., Васильев Ф.А., Кремчеева Д.А.
Изложены результаты социологического исследования среди студентов первого курса химико-металлургического факультета.
Читать PDF
0.00 байт

Журналистика в системе управления регионом: университет как субъект культурной политики

Дмитровский А.Л.
Данная статья носит научно-практический характер и возникла как попытка философского осмысления двух взаимосвязанных онтологических реалий: 1) объединения ведущих вузов Орла в единый опорный вуз ОГУ имени И.С.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема исторических мифов в исследованиях исторической школы Московского гуманитарного университет

Алексеев Сергей Викторович
Темой статьи является опыт исследований исторической школой Московского гуманитарного университета проблемы исторического мифа в ее теоретическом и конкретном измерениях.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Государственный университет управления

    основан в 1919 г.) - старейший и наиболее крупный экономико-управленческий вуз России, ведущий подготовку кадров высшей квалификации и научные исследования в сфере социального менеджмента. На 82 кафе
  • Электронный университет

    Новейшее явление в сфере образовательных коммуникаций. В МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках проекта Национального исследовательского университета разработана и внедрена автоматизированная информац
  • УНИВЕРСИТЕТ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА

    Одной из актуальных проблем пожилых людей является возможность получения разностороннего образования. Университет “третьего возраста” (далее — Университет) является инновационной формой соци
  • ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ XVIII. СОЦИОЛОГИЯ И ПОТОЛОГИЯ

    журнал, издается 4 раза в год, начиная с января 1995 г. В состав редколлегии входят представители профессорско-преподавательского коллектива факультета, других подразделений Московского университе
  • Университетская или последипломная подготовка по ИКТ

    Курсы по вопросам использования ИКТ в здравоохранении, организованные в университетах или технических колледжах для студентов медико-санитарных дисциплин или лиц, имеющих дипломы по таким дисци
  • МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА

    Mision de la Universidad", 1930) - работа Х. Ортеги-и-Гассета , основой которой является выступление, подготовленное по просьбе Студенческой Ассоциации Университета и прочитанное 9 октября 1930 в Мадридском универ
  • НОВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

    new universities) — университеты, созданные в Англии и Уэльсе посредством перепрофилирования политехникумов в 1991 г., а в Шотландии — крупнейших институтов. См. также, Двоичная система высшего образования