V КрамераWeb-сервер

VERSTEHEN

Найдено 2 определения термина VERSTEHEN

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

VERSTEHEN

ферштеен», нем.) Это понятие, обычно переводимое как «понимание», используется в рамках критики позитивистской или натуралистической социологии. Утверждается, что социология не должна анализировать человеческое действие «извне», копируя методы естественных наук. Вместо этого социологам следует распознавать те смыслы, которыми люди наделяют свои действия. Verstehen — это процедура, позволяющая социологам получить доступ к этим смыслам. Данное понятие появилось в социологии в основном благодаря М. Веберу, который определял социологию как науку, исследующую осмысленные действия. Verstehen заключается в том, чтобы поставить себя в положение других людей с целью постижения того смысла, который они придают своим действиям, их намерений и тех целей, достижению которых, как они полагают, служат совершаемые ими действия. Например, если социолог хочет проанализировать социальные обстоятельства размахивания рукой, то он должен иметь некоторое основание для того, чтобы решить, в каком случае движение руки вверх и вниз означает, что кто-то машет (подает знак) рукой, а в каком случае он означает нечто иное. Неспособность понимать смысл действия может привести к серьезным заблуждениям, поскольку к одной и той же категории могут быть отнесены действия, фактически относящиеся к разным категориям. В определенной степени такое исследование смысла является лишь расширением повседневных попыток понимания действия. Однако Вебер шел дальше, стремясь согласовать интерпретацию действия посредством Verstehen с причинным объяснением. Не совсем ясно, что он имел в виду в данном случае: интерпретируя идеи Вебера, аналитики говорят о том, что Verstehen просто порождает причинные гипотезы, или указывают на то, что смыслы могут функционировать в качестве причин. Использование процедуры Verstehen критиковалось с двух точек зрения. С одной стороны, социологи утверждали, что не существует способа обоснования (validating) Verstehen-интерпретаций, с другой — подчеркивалось, что попытка согласовать причинный анализ и Verstehen в действительности ведет к отрицанию точки зрения деятеля. См. также: Герменевтика; Деятельность и структура; Натурализм; Осмысленное действие; Позитивизм; Понимание иных систем убеждений; Правило; Социальная структура; Феноменологическая социология; Эмпатия; Этнометодология; Geisteswissenschaften. Лит.: Albrow (1990)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь

VERSTEHEN

нем.) — эквивалент термина "понимание". При использовании в социологическом контексте обычно относится к значимому пониманию — процедуре, в которой и социальные акторы, и социологи "интерпретируют" и получают доступ к значениям других. Немецкий термин связан прежде всего с творчеством Макса Вебера, установившего в качестве "особой задачи наук о деятельности ...интерпретацию деятельности с точки зрения субъективного значения" (Вебер, 1922), отличая социальные науки от естественных наличием такой ориентации. В литературе существует путаница, иллюстрирующая проблемы, способные возникать в любом понимании значений, и сводящаяся к тому, относится ли веберовское verstehen только к сомнительному психологистскому и "интроспективному", "эмпатическому" пониманию, при котором социолог просто "воображает" себя на месте человека или группы, или же к гораздо более "объективной" оценке, когда "субъективные значения" акторов можно "вычитать" из "языка" объективных социальных значений. В действительности веберовское словоупотребление, похоже, предполагает элементы обеих этих возможностей, но в первом случае он пытался найти какие-либо "экзистенциальные" психологические предположения, содержащиеся в "эмпирических порядках опыта". Однако некоторые критики продолжают видеть в веберовс-ком и любом другом использовании понятия "verstehen" только элемент сомнительной интроспективной психологии (например, Абель, 1977), а другие (например, Уинч, 1958; Мейсинтаэр, 1962) доказывают, что было бы лучше, если бы Вебер свел его к значимому пониманию во втором смысле и не стремился объединить значимое понимание и "причинное объяснение". Еще одна проблема заключается в том, что Вебер понимал под "причинным объяснением" в контексте значений акторов либо значения в себе, функционирующие в качестве "причин" (употребление, против которого возражают некоторые философы; ср. Уинч), либо способ порождения более широких причинных гипотез, основанных на "всеобщностях", которые, по крайней мере до некоторой степени, должны, в свою очередь, сами быть "проверены" опытом. Похоже, Вебер снова обратился к "причинам" в обоих этих смыслах. Именно в таком контексте социологию Вебера можно рассматривать как "дом на полпути" между вполне позитивистской социологией без какого-либо места для значений акторов и вполне "интерпретативной социологией" без места для причинного анализа. Веберовское представление состояло в том, что социология должна функционировать в соответствии со значениями акторов, а выбор не должен сводиться к чисто физической или механической причинности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

Найдено схем по теме VERSTEHEN — 0

Найдено научныех статей по теме VERSTEHEN — 0

Найдено книг по теме VERSTEHEN — 0

Найдено презентаций по теме VERSTEHEN — 0

Найдено рефератов по теме VERSTEHEN — 0