Виртуальная (мнимая) реальность

Найдено 1 определение
Виртуальная (мнимая) реальность
(от англ. virtual – мнимый; возможный). Віртуальна (уявна) реальність. Virtual reality. Мнимые образы социальных процессов, явлений, субъектов и т. д., создаваемые средствами массовой коммуникации и воспринимаемые массовым сознанием как действительные и имеющие статус социальных фактов. Манипуляции по желанию оператора пространственно-временными свойствами физической реальности при помощи технических возможностей современных компьютеров создают иллюзию возможности беспредельного манипулирования не только физическим, но и социальным миром. Технические понятия “виртуальный адрес”, “виртуальная память”, “виртуальное изображение”, “виртуальная инерция” и т. д. при таком подходе наполняются социально-культурным содержанием, которое, тем не менее, зачастую дает реальный практический эффект. Так, иногда в ходе политической борьбы применяются все возможные средства для возложения ответственности, например, за социальные последствия своих собственных действий на оппонента, который обретает значение виртуального адресата и тем формирует соответственное отношение к нему в обществе. Другим примером виртуализации является виртуализация социальной памяти (при помощи использования элементарной неосведомленности и свойства индивидуальной памяти забывать) путем интерпретации достижений в культуре прошлого как огромных провалов в культурной политике. Эффект виртуальной социальной памяти дает возможность направлять действия масс в определенном, желательном для оператора направлении. Можно приводить много примеров В. р., которые, являясь элементами социальных технологий, служат задачам социальных манипуляций, социального мифотворчества и т. д. Современный мир характеризуется тем, что в нем возможна виртуальная экономика и обслуживающая ее виртуальная политика, виртуальная культура и т. д. Например, известные из экономического учения К. Маркса формулы Т – Д – Т и Д – Т – Д1, объясняющие обращение товаров и денег (товарноденежного обращения) в условиях рыночной экономики, могут стать и выражением виртуальной экономики в случае, когда деньги не просто становятся товаром, но обращение денег как товара превращается в доминирующую, но виртуальную форму товарно-денежного обращения. В этом случае обе формулы превращаются в одну Д – Д1 – Д11, что объясняет природу спекулятивного капитала и виртуальной экономики, вытесняющей из товарно-денежного обращения реальные товары. Как видно из формулы, и продавая, и покупая деньги как товар, биржевой спекулянт всегда остается с прибылью, а для того (скажем, физического лица), кто тоже продает или покупает деньги (валюту), но не с целью наживы, а с целью “стабилизации” своих накоплений, данная формула превращается в формулу Д – Д1 – Д11. Т. е. и продавая, и покупая одного и того же достоинства национальную денежную единицу, биржевой спекулянт дважды приращивает свой капитал, а тот, кто намеревается стабилизировать свои сбережения, обязательно дважды проигрывает и проигрыш превращается в перманентный. Виртуальность (иллюзорность) стабилизации собственных (частных) сбережений здесь заключается в том, что постоянная и контролируемая спекулятивным капиталом инфляция национальной денежной единицы, порождает у граждан желание сохранять сбережения в иностранной валюте и удовлетворение в росте цены на иностранную валюту при том, что стремление к “стабилизации” своих сбережений всегда приводит к потерям, а с другой стороны – предельно негативно сказывается на национальном производстве, разрушая его. Определение виртуальности относится и к социальной политике, ориентированной на поддержание виртуальной экономики. См. также Видимость и Манипуляция социальная.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011