ВИТГЕНШТЕЙН ЛЮДВИГ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Витгенштейн Людвиг
немецкий философ, основоположник неопозитивистского учения о языке, оказавший своими взглядами на язык, как форму жизни, огромное влияние на развитие феноменологии и этнометодологии, осуществление культурного поворота и разработку подходов к анализу социума, которые ныне используются в культуральной социологии. - Соч.: Витгенштейн Л. Культура и ценности // Даугава, 1992; Философские работы / пер. с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева. Ч. I. М.: Гнозис, 1994; Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999; Логико-философский трактат / пер. с нем. Добронравова и Лахути Д.; Общ. ред. и предисл. Асмуса В.Ф. М.: Наука, 2009. - Литература: Витгенштейн Людвиг // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн., 2001.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг
WITTGENSTEIN, Ludwig) (1889-1951) Философ, родился в Австрии; большая часть его творчества была связана с британским периодом жизни. Витгенштейн оказал значительное влияние на некоторые области социологии и прежде всего этнометодологию. Наиболее важной в этом отношении оказалась одна из его последних работ, частично опубликованная под названием «Философские исследования» (Wittgenstein, 1958). В ней Витгенштейн отвергает тот взгляд, согласно которому слова описывают черты внешнего мира, а их значение определяется отношением к нему. Напротив, значение, по его мнению, придается словам в зависимости от того, как люди используют свои высказывания, что всегда связано с определенными правилами, которые закрепляются в процессе усвоения языка. Социологи ссылаются на Витгенштейна, обосновывая необходимость социологического подхода к исследованию языка и значения слов и подчеркивая, что последнее не является чем-то неизменным, оно определяется использованием слов в социальном контексте и может варьироваться от общества к обществу.

Источник: Социологический словарь

Витгенштейн Людвиг (Иосиф Иоганн)
Wittgenstein, Ludwig) (Josef Johann) (1889—1951), австр. философ, один из самых авторитетных мыслителей нашего столетия. В. занялся философией благодаря интересу к основаниям математики, к-рую он изучал у Рассела в Кембридже. В. сделал вывод, что Фреге и Рассел при попытке обоснования языка классич. мат. логики исходили из неверного понимания природы самих логических принципов. Он полагал, что для того чтобы иметь верное представление о логике, необходимо прежде решить все проблемы, связанные со значением отд. элементарных предложений. В. обратился к их исследованию в своем Логико-философском трактате (1922), к-рый, по его словам, показывает, как мало дает решение этих проблем. Филос. проблематика, по В., бессмысленна, порождена несообразностями логически несовершенного языка. Цель философии — освободиться от них, а не конструировать теорию по поводу самой себя. Впоследствии он пришел к выводу, что допустил ошибку, вообразив, будто можно изобрести универсальное лекарство от всех филос. заблуждений. Поэтому его поздние взгляды, нашедшие выражение в посмертно опубликованном труде Философские исследования (1953), отличаются меньшей абстрактностью и детальным изучением разных форм языка (связанных, напр., с опытом, знаниями), к-рые и порождают неясность мысли.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ВИТГЕНШТЕЙН ЛЮДВИГ
Wittgenstein, Ludwig) (1889-1951) - австрийский философ, оказавший огромное влияние на современную философию и на некоторые области социологии. Необычен среди философов тем, что внес свой главный вклад в два расходящихся крупных движения в рамках предмета: (а) в "Tractatus Logico-Pkilosophicus" (1923) язык был представлен как "изображение" мира. Согласно этой теории, "истинность" или "ложность" любого суждения есть в конечном счете вопрос его "соответствия" или отличия по отношению к "атомным фактам", то есть "конечным простейшим", которые составляют мир. Данное представление (связанное с "логическим атомизмом" Рассела) оказало важнейшее влияние на Логический позитивизм; (б) в "Философских исследованиях", изданных посмертно (1953), Витгенштейн — оставивший философию, полагая свою задачу выполненной в "Tractatus"— аннулировал свою "картинную теорию", разработав вместо нее теорию, в которой язык рассматривался как обеспечение "инструментов", работающих только в пределах определенных социальных контекстов или в отношении определенных задач. Значение наиболее важного его понятия — язык — это форма жизни (см. также Языковые игры), а в "Tractatus" он был основой универсальных истин, надежной базой науки. Теперь же появилось множество языков, и любая истина соотносилась с ними. Возможно, данный подход был внутренне присущ более ранним представлениям, но, уходя из философии, он заявлял: "Я не сказал то, что нельзя не сказать". Во второй работе есть многое, что нужно сказать, но ничего не существует независимо от определенных языков. Именно во "второй" форме философия Витгенштейна проявила разветвляющееся воздействие на социологию, особенно на социальную феноменологию и этнометодологию, отчасти через лингвистическую философию, а отчасти более непосредственно, а также путем работ Питера Уинча. Она также глубоко проникла в исторические и социальные исследования естественной науки, особенно в труды Томаса Куна и Пауля Фейерабенда. Влияние более позднего Витгенштейна считалось губительным некоторыми социологическими комментаторами, например, Гелнером (1974), который видит в этом возвещение о "новом идеализме" и "новом релятивизме". Для других (как для Уинча) значимое понимание убеждений и ценностей социальных акторов в определенных социальных контекстах, в которых они расположены, существенно в социологическом анализе, являясь единственной целью предмета. Однако есть и третье представление. Для многих акцент Витгенштейна на первоначальном понимании убеждений и ценностей социальных акторов, прежде чем пытаться объяснять их, — наиболее важный и ценный. С этой точки зрения существуют прямые параллели между тем, что некоторые социологи заимствовали у Витгенштейна, и тем, что можно также встретить в концепции Вебера оценок последовательной действительности: сочетание "значимых" и более широких "причинных" объяснений.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF

Людвиг Витгенштейн

Бурбулис Н., Петерс М.
Читать PDF

ПРАВИЛА ЖИЗНИ ЛЮДВИГА ВИТГЕНШТЕЙНА

Наранович Станислав
Рецензия на: Яаакко Хинтикка. О Витгенштейне. Из «лекций» и «заметок» / Сост. и ред. В. А. Суровцева. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. 272 с.
Читать PDF

Архитектура в философии Людвига Витгенштейна

Емельянова И. Б.
В статье рассматривается труд философа Л. Витгенштейна, не часто являющийся объектом внимания специалистов: дом сестры философа, спроектированный и построенный при участии самого Витгенштейна.
Читать PDF

Восприятие идей Льва Толстого Людвигом Витгенштейном

Фалькнер Дирк
Автор пытается осмыслить то, как воспринимал идеи Льва Толстого австрийский философ Людвиг Витгенштейн (1889-1951). Внимание уделяется аналитико-философским, религиозным, морально-этическим, политическим и педагогическим аспектам.
Читать PDF

Языковая рефлексия мира в философии Людвига Витгенштейна

Астахов Олег Юрьевич, Ртищева Оксана Владимировна
В статье рассматриваются философские идеи Л. Витгенштейна, связанные с пониманием языка как принципа рефлексии мира.
Читать PDF

Образ языка Людвига Витгенштейна и язык образов Ингеборг Бахман

Коваль Оксана Анатольевна, Крюкова Екатерина Борисовна
Художественное наследие Ингеборг Бахман рассматривается в контексте того влияния, которое оказала на ее становление ранняя философская теория Людвига Витгенштейна.
Читать PDF

". . . образ мира, в слове явленный": Людвиг Витгенштейн и иконическая семиотика

Золян Сурен Тигранович
Обсуждается возможность альтернативной версии семиотики, в которой процесс семиозиса рассматривается как основанный не на метонимической символизации (замещении), когда одно предстает вместо другого, а на метафорической (иконическ
Читать PDF

Феномен магии в «Логико-философском Трактате» Людвига Витгенштейна». Тезис 4. 014

Винокуров В. В.
В настоящей работе предпринята попытка использования прикладного потенциала философии Витгенштейна для проблем феноменологии религии. В этой связи рассматривается один из сложных фрагментов «Трактата» Витгенштейна, тезис 4.014.
Читать PDF

2012. 02. 022. Медведев Н. В. Философия Людвига Витгенштейна и проблемы понимания других культур. -

Дмитриева Н. А.
Читать PDF

97. 04. 031. Философские идеи Людвига Витгенштейна/под редакцией козловой М. С. - М. : Ин-т философи

Чичнева Е. А.
Читать PDF

95. 03. 047. Сокулер З. А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX В. : курс лекций. - Долгопр

Громыко Н. В.

Найдено книг по теме — 1