ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ (ВС)

Найдено 1 определение
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ (ВС)
Social Influence – социальное действие, оказываемое кем-либо на кого-либо. - Определенная деятельность социального субъекта (человека, социальной группы, общности), которое изменяет отношения и чувства к нему других социальных субъектов, а также их поведение. ВС. как объект исследования, упоминался еще во времена античности: первые определения влияния в основном были сфокусированы на искусстве построения речи и ораторского мастерства и связаны с риторикой. Аристотель выделял в качестве основных условий эффективного влияния 1) доверие к источнику воздействия; 2) апелляции к эмоциям; 3) логику обоснования; 4) общность (знание) аудитории и оратора. Цицерон упоминал пять элементов убеждающего воздействия: 1) создание очевидности аргументов; 2) их организация; 3) художественная стилизация; 4) содействие их запоминанию; 5) их искусное проговаривание. В широком понимании ВС. представляет собой асимметричные отношения между социальными субъектами, когда один получает возможность применять действие относительно другого; в узком смысле ВС. представляется как изменение знаний, установок или эмоций человека, который может быть вызвана действиями других людей. Различают следующие виды ВС.: 1) принуждение (основное средство давления – возможное наказание за отказ подчиниться); 2) награждение (средство давления – вознаграждение за согласие подчиниться); 3) легитимное (обусловленное законом); 4) информационное и экспертное (обусловленное убеждением в компетенции источника влияния); 5) референтное (обусловленное идентификацией объекта социального воздействия с субъектом). Если говорить о механизмах, лежащих в основе ВС., то необходимо упомянуть исследование Р. Чалдини, в котором он выделил и детально описал шесть основных механизмов ВС.: 1) взаимный обмен, 2) обязательство и последовательность, 3) социальное доказательство, 4) благорасположение, 5) авторитет и 6) дефицит. Выделяют следующие виды ВС. в современных организациях: 1) влияние через страх; 2) влияние через положительное подкрепление; 3) влияние через традиции; 4) влияние с помощью харизмы (примера); 5) влияние через разумную веру; 6) влияние путем убеждения; 7) влияние через участие. См. также: Влияние социальное в управлении, Организация как социальное явление, Социальные функции организации.
Лит.: Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2001; Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1997. Е.В. Желнина

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.