ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ

Найдено 1 определение
ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ
целенаправленный процесс систематического воздействия на сознание и чувства людей с целью превращения интернационализма в устойчивые убеждения и повседневные социально-психологические установки и нормы поведения людей. В. и. — это процесс приобщения граждан той или иной национальности к интернационалистским ценностям и традициям, формирование у них уважительного отношения к лицам другой национальности, культуры межнационального общения. В. и. направлено на преодоление национальной обособленности и узконациональных взглядов и привычек, националистических настроений и действий и других негативных явлений в сфере национальных отношений. Именно В. и. является одним из эффективных средств как «профилактики», так и «лечения» националистических проявлений.
Процесс В. и. имеет несколько уровней: а) теоретический или мировоззренческий; 6) психологический; в) практический. Прежде всего необходимо утверждение интернационализма в сознании людей как мировоззренческой системы. Далее требуется формирование интернационалистских по содержанию и функциям социальных чувств людей, настроений, привычек и прочих психологических элементов. Большое значение в В. и. имеют жизненные примеры, факты, события, непосредственный опыт самих воспитуемых. Таким образом, В. и. — это система мер и методов воздействия субъектов воспитания на сознание, чувства, волю, нравы и поведение людей с целью превращения принципов интернационализма в их прочные убеждения, осознанные нормы поведения и действия, в повседневную норму их образа жизни.
В то же время нельзя успешно воспитывать интернационалистские чувства и убеждения, не учитывая чувств национальных. Интернационалистское чувство и сознание не исключают, а предполагают национальную гордость каждого человека, его патриотические чувства. Любить свою нацию вовсе не значит закреплять ее особенность, стремиться к ее замкнутости и ограниченности, предаваться иллюзиям о ее исключительности.
Если естественное чувство любви, привязанности к своему народу замыкается в рамках только национального, то речь идет уже не о подлинном национальном чувстве, а о проявлениях национального эгоизма, национальной кичливости. Подобные отклонения затрудняют процесс В. и., хотя благодаря этому воспитанию (конечно при правильной национальной политике) могут быть преодолены. Для достижения высокой эффективности в В. и. недостаточно ограничиться формированием соответствующего сознания. Необходимо также воздействовать на мир чувств человека. Речь идет о том, чтобы принципы интернационализма не только усваивались в их политическом содержании, но и становились нравственной нормой непосредственного общения различных национальностей, становились неотъемлемой чертой жизненной позиции человека. Нередко бывает так, что относительно высокий уровень интернационального сознания не исключает негативных моментов в сфере личного общения между представителями различных национальностей. Это происходит тогда, когда упускается психологический компонент В. и. и процесс воспитания сводится к уровню сознания, чего еще недостаточно для того, чтобы интернационалистское сознание на уровне убеждения служило регулятором жизнедеятельности человека.
В СССР дело В, и. осуществлялось постоянно и целеустремленно. Интернационализм советских людей наглядно проявлялся на всех этапах развития общества. Однако со временем в В. и. стали преобладать формализм, пустозвонство, показные мероприятия, ненужная суета и др. негативные стороны. При этом слабо учитывались национальные интересы и чувства, интернационализм нередко трактовался как денационализация или русификация. Все это нанесло ущерб В. и. После распада СССР в современной России В. и. не придается должного внимания. Можно сказать оно вообще не ведется. Это негативно сказывается на межнациональных отношениях. См.: Интернационализация, Интернационализм. Национализм. Патриотизм.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
75.04 кб

К вопросу об интернациональном воспитании в вузе

Агирбов Станислав Рашидович, Сказко Анна Сергеевна
Читать PDF
224.65 кб

Клубы интернациональной дружбы как центры воспитания в опыте Российской школы

Куц Лилия Геннадьевна
В статье рассматривается опыт интернационального воспитания в отечественной школе 60-80-х гг.
Читать PDF
1,021.09 кб

Интернациональное воспитание молодёжи на примере клуба интернациональной дружбы «Меридиан»

Мелтонян А.Ю.
Статья посвящена вопросам формирования у студентов средних профессиональных образовательных учреждений активной гражданской позиции, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов.
Читать PDF
423.37 кб

Основные принципы реализации национального и интернационального воспитания в общеобразовательной шко

Смирнова Юлия Владимировна
В статье обозначены проблемы национального и интернационального воспитания детей в школе. Для их решения выделены взаимосвязанные принципы построения системы воспитания на основе социальных и нравственных образов.
Читать PDF
574.65 кб

Интернациональное воспитание и позднесоветская солидарность с Чили и Латинской Америкой между геопол

Градскова Юлия
Статья посвящена исследованию массовой советской кампании солидарности с «народом Чили» (1973-1989), которая была объявлена советским правительством после прихода к власти в этой стране военной хунты.