ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Воспитание нравственное
воспитательная деятельность, направленная на формирование нравственной личности (нравственной культуры), для которой нравственные идеалы, нормы ипринципы являются важнейшими в повседневной жизни и деятельности.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
В социальном смысле воспитание представляет собой деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта. В педагогическом смысле под воспитанием понимается процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях ее подготовки к производственной, общественной и культурной деятельности. Другими словами, воспитание представляет собой процесс формирования широкого спектра качеств, необходимых личности для ее жизнедеятельности. Наряду с основными содержательными компонентами воспитательного процесса, такими как патриотическое, трудовое, правовое, эстетическое, экологическое, экономическое, физическое и др., важнейшее место занимают нравственное воспитание.

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ
составная часть единого процесса общественного воспитания наряду с идеологическим, трудовым, бытовым, эстетическим и др. Необходимость регулирования общественным поведением людей включает с т. зр. морали две взаимосвязанные задачи. Во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, отнятий справедливости, добра, зла. Во-вторых, внедрение требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т. е. предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки. Эта вторая задача решается путем нравственного воспитания, который включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств личности. Содержание процесса нравственного воспитания в том или ином обществе определяется прежде всего его целями. В рамках отдельных институтов (трудовые коллективы, семья, школа, церковь, печать, литература) процесс воспитания, правда, имеет в определенных пределах целенаправленный характер, осуществляется с применением специально выработанных средств и методов.

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ
особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематич. культивирование в нем общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этич. знаний; формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в прак-тич. деятельности. В.н. осуществляется в семье, школе, трудовых и обществ. коллективах, а также средствами печати, радио, телевидения, искусства, религии и т. д. В.н. может быть противоречивым. Противоречия В.н. разнообразны. К ним относится прежде всего превращение идеальной просветительской деятельности в единственный источник и причину нравственного развития людей, что приводит к отрыву теоретич. воспитания от воспитания практикой. Процесс целенаправленного В.н. основан на четком разделении субъекта (воспитатели) и объекта (воспитуемые). Он построен так, что одни воспитывают других (родители - детей, учителя - учеников, руководители - подчиненных). Но этот процесс также требует самостоятельных усилий, активности воспитуемых, т. е. самовоспитания. Самовоспитание является моментом воспитания, производно от него. Если идея самовоспитания слабо представлена в В.н., то это показатель существенных недостатков нравственно-воспитательной деятельности. Широкое распространение получают назидательные, порицательные и поощрительные методы В.н., а сам воспитуемый превращается в пассивного потребителя нравственной информации. Но знание нравственных норм далеко не тождественно самим этим нормам, реализуемым в реальном поведении. На практике подобные воспитательные усилия нередко предстают как безрадостная и безуспешная борьба одних людей с другими или человека с самим собой, оборачиваются рез-тами, противоположными целям В.н. Основным противоречием В.н. является рассогласование (разрыв) между двумя сторонами единого процесса формирования человека: обществ. практикой, проблемами ее совершенствования и специальной, целенаправленной воспитательной деятельностью. Подобная ситуация связана с тем, что усилия воспитателей направлены в основном на "приспособление" (адаптацию) воспитанников к наличным условиям обществ. жизни, сведению их личных интересов к обществ., к обеспечению дисциплины и порядка (от семейного, учебного, до производственного коллектива), к формированию "удобного", послушного человека. Но у нравственного человека требования дисциплины, порядка, ответственности органично сочетаются с активностью, направленной на совершенствование окружающей жизни, сферы своего труда, быта, общения. И если адаптивный характер В.н. оказывается чрезмерным, то это чревато многообразными опасностями, как для самого человека, так и для об-ва. Прежде всего происходит духовное подавление человека, основной принцип его развития - нравственное самосовершенствование - не имеет для него практич. ценности и значения. Нравственное самосовершенствование - более высокая ступень формирования человека, чем воспитание и самовоспитание. Оно надстраивается над воспитанием и преодолевает его ограниченность, ибо человек здесь создает самого себя посредством собственных усилий и деятельности. Но если этого не происходит, то возникают особые предпосылки для возникновения аморальных форм поведения. В.н. вплетено во все виды человеческой деятельности. Именно деятельность, в к-рую включен человек, является основной формой его В.н. В.н. - это прежде всего практич. процесс, к-рый имеет не просветительскую, а практически про образовательную направленность. В.н. - это всегда процесс взаимодействия, сотворчества людей в ходе к-рого происходит избирательное освоение социокультурного опыта, формирование oпределенных нравственных качеств. В.н. - это постоянная, напряженная работа по гуманистич преобразованию реальной жизни. Лит.: Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни мораль, воспитание. М., 1977; Гусейнов А.А. Морали/Общественное сознание и его формы. М., 1986; Нравственное самосовершенствование личности. М., 1989. М.А. Макаревич

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
245.91 кб

Нравственное воспитание

Петрова Анастасия Александровна
В статье рассматриваются различные подходы к понимаю этического развития ребенка и к его морально-нравственного воспитания.
Читать PDF
246.60 кб

Духовно-нравственное воспитание в школе

Рагузина Л. А., Жуковень Е. Е.
Читать PDF
2.49 мб

Нравственное воспитание старшеклассников

Товарищева Фекла Дмитриевна
Читать PDF
1.19 мб

К. Н. Вентцель о нравственном воспитании

Заварзина Л. Э., Корчагина Д. Ю.
Константин Николаевич Вентцель «пророк свободного образования» посвятил многие свои работы вопросам этики в области образования, указывая на их ключевую роль, считая интеллектуальное и физическое образование вторичными по отношени
Читать PDF
222.60 кб

Духовно-нравственное воспитание курсантов

Павлов Иван Владимирович, Павлова Ирина Ивановна
В статье представлены программные вопросы и направления духовно-нравственного воспитания курсантов в целостном педагогическом процессе вуза в ходе преподавания всех учебных дисциплин, участия в разнообразной внеаудиторной, обществ
Читать PDF
393.04 кб

О профессионально-нравственном воспитании

Кудин Василий Анатольевич
Читать PDF
124.01 кб

Проблемы духовно-нравственного воспитания

Матушкин С.Е.
Читать PDF
189.89 кб

Нравственный идеал как предмет воспитания

Андриянов Евгений Валентинович, Деникин Анатолий Васильевич
Читать PDF
166.00 кб

Проблемы нравственного воспитания педагога

Ячина Н. П., Мухутдинова Т. З., Хазиева Н. Н.
Нравственность – одна из важнейших составных общественного знания, но до сих пор не стала образовательной областью ни в школе, ни в вузе.
Читать PDF
251.24 кб

Духовно-нравственное воспитание школьников

Петрова Анастасия Александровна
В статье рассматриваются духовное и нравственное воспитание школьников, акцентируется внимание на значимости ценностного воспитания.
Читать PDF
144.90 кб

Теории нравственного воспитания школьников

Мурюкина Елена Валентиновна, Бубнова Юлия Алексеевна
В статье рассмотрены основные теории нравственного воспитания, представленные как в отечественной, так и в западной науке; уровни и компоненты нравственного развития; факторы, влияющие на эффективность нравственного воспитания шко
Читать PDF
701.09 кб

Духовно-нравственное воспитание школьников

Юлдашев М.Б.
В статье рассмотрены такие актуальные вопросы, как духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, т.к. в современных условиях развития общества это имеет огромное значение.
Читать PDF
257.19 кб

Воспитание нравственной культуры журналиста

Ахмадиев Фарит Вафиевич
Статья затрагивает вопросы адаптации молодого журналиста, воспитания нравственной культуры как необходимого условия развития свободы творчества.
Читать PDF
749.24 кб

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Веремейчук Людмила Николаевна
В статье рассматривается проблема понимания смысла духовного воспитания. Путь к душе ребенка лежит через любовь к нему. Полноценное воспитание детей невозможно без духовно-нравственного.
Читать PDF
295.00 кб

Морально-нравственное воспитание дошкольников

Алиева Шахла Гасым Кызы
Мoрально-нравственное воспитание рассматривается как активное взаимодействие педагога и воспитанника в общей творческой деятельности, в ходе которой формируются лучшие человеческие качества.