Восприятие речи

Найдено 1 определение
Восприятие речи
в психофизиологии и физиологии речи этот термин применяется для обозначения процессов обработки речевого сигнала. В психолингвистике и психологии речи под восприятием речи понимается система процессов информационной переработки текста, опосредующих его понимание. Минимальной единицей восприятия речи является слово. Отождествление того или иного сегмента текста как слова влияет на эффективность восприятия его компонентов (звуков, букв). При восприятии графического текста (чтении) в качестве оперативной единицы восприятия выступают и более крупные единицы: словосочетания, высказывания, абзацы и другие, содержательно законченные объекты. Восприятие речи имеет конечным результатом создание образа содержания текста, зависящего не только от объективных характеристик текста, но и от психики человека, воспринимающего текст. Процессы восприятия речи лишь частично протекают на уровне сознательного контроля, могут быть осознаны и отрефлектированы. Например, как правило, недоступны осознанию процессы выбора и синтезирования опорных элементов при так называемом «просмотровом» чтении; полностью бессознательно происходит восприятие семантических аспектов текста, связанных с его фонетической формой.

Источник: Энциклопедический словарь СМИ

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
152.75 кб

Прямой эфир: развитие навыков восприятия иноязычной речи

Малкова Наталья Вячеславовна, Кузьмина Галина Васильевна
В статье анализируются трудности, возникающие на занятиях по английскому языку во время работы с использованием телевизионного новостного контента в прямой трансляции, описываются необходимые компетенции и навыки, которыми должны
Читать PDF
647.97 кб

Подготовка иностранных студентов к восприятию и пониманию лекторской речи

Мишонкова Н. А.
Учебно-профессиональная деятельность предполагает слушание лекций, чтение учебников, а позднее – изучение научных статей и монографий, написание историй болезни, участие в беседах, дискуссиях, восприятие докладов, выступление с до
Читать PDF
241.51 кб

Преподавание и интенсификация обучения восприятию иноязычной речи на слух

Бутова Ирина Владимировна
Анализируются перспективы внедрения целенаправленного и последовательного развития умений аудирования в учебный процесс.
Читать PDF
1,003.85 кб

Восприятие речи леворукими дошкольниками с разным типом межполушарной асимметрии мозга

Азарова Елена Александровна, Жулина Галина Николаевна, Шевырева Елена Геннадьевна
В условиях инновационных трансформаций в сфере образования в зону особого внимания попадают дети с особенностями развития. К таковым можно отнести леворуких.
Читать PDF
909.17 кб

Особенности слухового восприятия речи долингвальных дошкольников с кохлеарным имплантом

Зинякова Мария Валерьевна
В статье отражены результаты изучения слухового восприятия речи дошкольников с кохлеарным имплантом. Отмечается, что, если ребёнок потерял слух в долингвальный период, ему нужна длительная реабилитационная помощь.
Читать PDF
361.23 кб

Актуальные проблемы диагностики фонематического восприятия дошкольников с нарушениями речи

Г.Р. Шашкина
Читать PDF
181.46 кб

Оценка связи восприятия эмоциональной интонации речи с компонентами эмоционального интеллекта

Дмитриева Е. С., Гельман В. Я., Зайцева К. А., Орлов А. М.
Исследовалась связь эффективности и времени распознавания эмоциональной просодики речи испытуемыми с составляющими их эмоционального интеллекта, измеренными методом самоотчета (опросник ЭмИн).
Читать PDF
192.91 кб

Анализ восприятия детьми эмоционально окрашенной звучащей речи: экспериментальное исследование

Величкова Л. В., Абакумова О. В.
Проблемы восприятия речи в широком смысле слова представляют интерес для различных наук: физиологии, неврологии, психологии, психолингвистики.
Читать PDF
22.35 мб

Оценка интонационного восприятия школьников с недоразвитием речи в процессе текстовой деятельности

Бабина Галина Васильевна, Соболь Александра Сергеевна
В статье представлены материалы исследования и оценки восприятия интонационных конструкций в процессе прослушивания стихотворных текстов младшими школьниками с недоразвитием речи.
Читать PDF
684.91 кб

«Развивающие показатели» слухового восприятия и речи при использовании верботональной системы обучен

Шаповалова Алина Венедиктовна, Фельская Татьяна Юрьевна, Родионова Юлия Геннадьевна
В статье описывается опыт совместной работы ученых и практиков по методическому и дидактическому обеспечению образовательного процесса в коррекционном образовательном учреждении.
Читать PDF
280.33 кб

Роль механизма вероятностного прогнозирования в процессе смыслового восприятия иноязычной речи на сл

Морозов Дмитрий Леонидович
Данная статья посвящена проблеме психологических механизмов аудирования, а именно, механизму вероятностного прогнозирования.
Читать PDF
5.90 мб

Особенности структуры полимодального восприятия у дошкольников с недостатками речи и их учет в корре

Нодельман Валентина Ивановна, Мурашова Ирина Юрьевна
В статье приводятся результаты детализированного исследования особенностей структуры полимодального восприятия у дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи на основе модифицированной диагностики перцептивного профиля Е. Н.
Читать PDF
426.84 кб

Современные тенденции в обучении восприятию и воспроизведению устной речи глухих детей школьного воз

Яхнина Е. З.
В статье рассматриваются современные тенденции и актуальные проблемы развития восприятия и воспроизведения устной речи у глухих детей школьного возраста в условиях специального образования и инклюзивного обучения.
Читать PDF
231.50 кб

Совершенствование полимодального восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в проц

Нодельман Валентина Ивановна, Мурашова Ирина Юрьевна
В статье приводятся результаты развития и коррекции особенностей структуры полимодального восприятия у дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Читать PDF
156.62 кб

Особенности восприятия и произношения звуков русской речи, отсутствующих в родном языке учащихся нач

Салихова Лариса Эслафиновна
Основные нарушения произносительных норм русского языка учащимися начальных классов лезгинской школы связаны с нарушениями произношения твердых и мягких согласных, так как данный ДП (дифференциальный признак) образует основу фонол

Похожие термины:

  • Ошибки в восприятии речи

    неправильное восприятие информации, получаемой со слуха. Особенно часто это бывает при недостаточном владении неродным языком и восприятии речи на нем. Ср.: при конспектировании лекции вместо «Вы
  • Провалы в восприятии речи

    моменты непонимания при слушании или чтении текста на неродном языке. Ср. чтение, аудирование, языковой дефицит.