ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

Найдено 1 определение
ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ (ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ)
от лат. socialis - общественный и perceptio - восприятие, представление) - процесс и рез-т отражения человеком соц. объектов: др. людей, групп и общностей различн. видов, самих себя. Термин В.с. ввел Дж. Брунер в 1947 г. для констатации соц. обусловленности восприятия любых объектов, его зависимости не только от свойств отражаемого объекта, но и от личности, ее опыта, знаний, мотивов и целей деятельности, соц. навыков. В дальнейшем понятие В.с. претерпело изменение и в настоящее время им обозначают только восприятие соц. объектов, к-рое в отличие от восприятия неодушевленных предметов имеет ряд специфич. черт. При восприятии соц. объектов процессы оценивания и атрибуции объекту определенных свойств и причин активности слитны с собственно познавательными процессами и превалируют над ними. Собственная активность соц. объектов выражается, в частности, в том, что они стремятся создать у субъекта восприятия благоприятное впечатление о себе. Данное явление наблюдается также в соц.-психологич. экспериментах и препятствует объективному исследованию поведения соц. объектов. При восприятии др. человека особое внимание уделяется его позе, выражению лица и выразительным движениям как психологически наиболее информативным признакам. В 70-е гг. начались исследования В.с, в к-рых субъектом восприятия был не только индивид, но и соц. группа. Расширение исследований В.с. привело к выделению трех его основных разновидностей: а) восприятие межличностное - это восприятие отдельным человеком др. человека. Изучается точность и адекватность восприятия людьми друг друга, оценка статуса воспринимаемого, пути формирования первого впечатления о человеке, восприятие взаимоотношений личности в группе. Основными из известных механизмов межличностного восприятия являются: стереотипизация (распространение на воспринимаемую личность устойчивых, стереотипных представлений о членах определенных соц. групп); б) идентификация (психич. отождествление воспринимающего с воспринимаемым индивидом); в) эмпатия (эмоциональное сопереживание, вчувствование в психич. состояние др. человека); рефлексия за другого. В В.с. обнаружен ряд эффектов: а) эффект первичности состоит в том, что для образования представления о человеке важное значение имеет порядок поступления информации о нем: вероятность припоминания первых элементов информации более велика по сравнению со средними, и они зачастую играют решающую роль; б) эффект новизны или недавности: вероятность припоминания последних элементов воспринимаемой информации более высока по сравнению со средними элементами ряда. В процессе В.с. данный эффект проявляется в том, что при оценке знакомого человека наиболее значима более новая информация о нем, тогда как на оценку незнакомого человека большее влияние оказывает первая информация (эффект первичности); в) эффект ореола: влияние первичного впечатления о человеке на восприятие всех его дальнейших поступков. Положительный ореол: если первое впечатление о человеке положительно, тогда все его поступки и черты получают положительную оценку, отрицательные черты не выделяются или вытесняются из сознания воспринимающего. При отрицательном первичном впечатлении (отрицательный ореол) замечаются преимущественно отрицательные черты и поступки человека, а положительные черты или не замечаются, или же недооцениваются. Эти эффекты, участвующие в процессах категоризации соц. объектов, более четко проявляются при недостатке объективной информации о них. Лит.: Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970; Социальная психология личности. Л., 1974; Брунер Дж. Психология познания. М., 1977; Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.
М., 1970;Изард К. Эмоции человека. М, 1980; Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. 1983; Hall E.T. The silent language. Garden City, 1959; Allport G. Pattern and Growth in personality. N.Y., 1961; Mehrabian A. Nonverbal communication. Chicago, 1972; Kleinke C.L. First impression: The social psychology of intergroup relation. Monterey (Cal.), 1979. A.A. Налчаджян

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
273.03 кб

Социальное благополучие: восприятие реалий

Гоффе Н.В., Монусова Г.А.
Данная работа исследует социальное благополучие в развитых странах через призму объективных и субъективных оценок.
Читать PDF
115.53 кб

Социально-ценностные аспекты восприятия старости

Максимова Светлана Геннадьевна
Теоретическую и методологическую основу статьи составляет концепция комплексной оценки жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности.
Читать PDF
464.67 кб

Восприятие и отношение молодежи к социальной рекламе

Андросова Любовь Александровна, Кондратьева Ирина Геннадьевна
В статье рассматривается социальная реклама, а также вос-приятие и отношение молодежи к социальной рекламе. Приводятся примеры негативного и позитивного отношения к рекламе.
Читать PDF
434.88 кб

Время и люди: о массовом восприятии социальных перемен

Дубин Борис
The article, basing on comparative data of three surveys by VCIOM in the framework of the project "Homo Sovieticus" (1989, 1994, and 1999), examines shifts in mass attitudes toward the economic and social changes during the last d
Читать PDF
399.51 кб

Восприятие россиянами коррупции как социальной проблемы

Киселев Игорь Юрьевич, Зуева Светлана Валентиновна
В статье представлен социологический анализ восприятия россиянами коррупции как социальной проблемы.
Читать PDF
1.05 мб

Психологические закономерности восприятия социальной рекламы

Казакова Л.П.
Читать PDF
1.53 мб

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА НА ВОСПРИЯТИЕ КОРРУПЦИИ В ГРУППЕ

Рассадовская Анастасия Вячеславовна
Рассматривается вопрос зависимости восприятия коррупции отдельным индивидом от того, в каком окружении он находится.
Читать PDF
307.43 кб

Исследование восприятия социальной рекламы молодёжной аудиторией

Толмачёва С.В., Осипова Л.Б.
Предлагаются результаты авторского исследования восприятия современной российской рекламы молодёжью с позиции влияния рекламы на формирование ценностей.
Читать PDF
93.73 кб

Социальный контроль сознания: некоторые факторы восприятия острот

Дуглас Мэри
Читать PDF
932.40 кб

Восприятие социального неравенства во время кризиса 2014 - 2017 гг

Боричевская Елизавета Игоревна, Кротова Анастасия Владимировна
В статье анализируется проблема социального неравенства, которое особенно обостряется в период кризиса.
Читать PDF
296.47 кб

Восприятие системы власти представителями различных социальных групп

Фролов Сергей Станиславович
Показаны специфические особенности отношений власти, а также рассмотрен механизм восприятия государственной власти представителями социальных групп населения.
Читать PDF
377.21 кб

Социальное самочувствие и восприятие будущего белгородской молодежью

Самохвалова Елена Владиславовна, Заливанский Борис Васильевич
Статья основана на результатах мониторинга социального самочувствия белгородцев, который проводился при участии авторов в августе 2017 г. методом анкетного опроса.
Читать PDF
300.10 кб

Восприятие зависти в переходные периоды: социальные подходы и оценки

Миронов Андрей Владимирович
Исследование выявляет особенности восприятия чувства зависти в периоды, связанные с изменением ценностной системы общества. Раскрывается историческая обусловленность процесса моральной трансформации человека.
Читать PDF
328.16 кб

Восприятие различных типов культурного интерфейса социального робота

Зильберман Надежда Николаевна, Слободская Анастасия Валерьевна
В статье актуализируется значимость культурного интерфейса для социального робота. Приводятся основные результаты исследования восприятия культурного интерфейса, полученные зарубежными авторами.
Читать PDF
303.74 кб

Восприятие матери: общие тенденции и гендерно-социальные особенности

Реан Артур Александрович
В статье рассматривается вопрос социально-перцептивных представлений детей о матери.