ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГОВосприятие зрителями спектакля на неродном языке

ВОСПРИЯТИЕ

Найдено 8 определений термина ВОСПРИЯТИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ВОСПРИЯТИЕ

отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий по биосоциологии

ВОСПРИЯТИЕ (ПЕРЦЕПЦИЯ)

англ. perception; нем. Wahrnehmung. Субъективный образ предмета, явления, ситуации, непосредственно воздействующих на органы чувств, а также процесс формирования этого образа, включающий понимание и осмысление их на основе предшествующего опыта.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ВОСПРИЯТИЕ

perception) — получение и интерпретация стимулов. Предполагает сенсорные механизмы и когнитивную оценку, подвержено влиянию прежде усвоенного опыта, эмоционального состояния и текущих ожиданий. Значение термина для социологов состоит в подтверждении индивидуальной интерпретации событий, на которые оказывают воздействие общество и культура. Таким образом, отношение, расизм, предубеждение, стереотип имеют восприятия. См. также Gestalt (прим.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

Восприятие

в философии) (perception), сенсорный процесс, посредством к-рого мы получаем знание о внеш. мире. Филос. проблема В. имеет эпистемологический характер (эпистемология): как можно обосновать претензии чувственного В. на знание? Психология не отвечает на этот вопрос, поскольку заранее предполагает существование внеш. мира. Гл. трудность заключается в том, чтобы объяснить, почему мы должны доверять нашему чувственному опыту, если мы обладаем равным ему иллюзорным опытом — снами и галлюцинациями. Филос. теории В. исходят как из репрезентативного реализма, согласно к-рому внеш. объекты наделяются опред. св-вами, способными объяснить наши ощущения и соответствовать им, так и феноменализма, констатирующего то, что внеш. объекты на самом деле представляют собой не что иное, как совокупность ощущений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ВОСПРИЯТИЕ

процесс и результат целостного отражения человеком и животными явлений и вещей окружающей действительности, а также предметных ситуаций, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные зоны органов чувств.

В. - неразрывно связанное с памятью и мышлением человека - складывается в процессе практической деятельности людей на основе получаемых ими ощущений. В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное, кинестезическое и пр. В. Различают также В., адекватные окружающей реальности, и иллюзии.

Основными свойствами В. являются предметность, целостность, константность, структурированность, осмысленность и категориальность.

Важным условием конституирования В. является его "вплавленность" в повседневную практическую деятельность людей, результирующуюся, в частности, в перманентном сопоставлении образов В. с предметами и явлениями окружающей действительности.

О.В. Шапошникова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

ВОСПРИЯТИЕ

процесс отражения человеком и животными предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. В. вместе с ощущением составляет основу когнитивных (познавательных) процессов. В соответствии с концепцией системного подхода в психологии В. рассматривается как одна из сторон когнитивной субсистемы психики, неразрывно связанная с др. сторонами (памятью, мышлением), а также с предшествующим опытом и процессами антиципации. Физиологич. основу В. образуют иерархически организованные нервные процессы, протекающие на разных уровнях сенсорных систем - от рецептивных нервных окончаний до коры больших полушарий головного мозга. Постоянное взаимодействие между разными сенсорными системами обеспечивает полноту и многогранность В. В зависимости от доминирования той или иной сенсорной модальности В. классифицируется на зрительные, слуховые, осязательные, ки-нестезические, обонятельные и вкусовые. В. - рез-т эволюции животного мира и обществ. истории человека. Специфика человеческого В. определяется активной позицией человека, его преобразующим воздействием на окружающий мир. Важнейшие характеристики человеческого В. - его предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Лит.: Рок И. Введение в зрительное восприятие Т. 1,2. М, 1980; Основы сенсорной физиологии. М., 1984; Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. А.А. Митъкин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Восприятие

в психологии) (perception), вместе с ощущением выступает как отправной момент познания, опосредуется деят-тью мышления и проверяется практикой. Здравый смысл побуждает нас доверять нашим ощущениям, хотя исследователям знакомы зрительные иллюзии и др. ошибки в В. Первичное ощущение подразумевает изменения в ближайших к источнику воздействия нервных клетках, а также выбор между стимулами. Напр., при зрительном В. разл. распределение светового излучения вызывает ощущения цвета (красного, желтого, фиолетового), его яркости и насыщенности. Если встать на противоположную т.зр., то наша способность распознавать, запоминать и описывать предметы зависит от того, как мы их называем. Рисунок запомнится и получит разное описание в зависимости от того, как он назван. Кроме того, была выдвинута гипотеза о воздействии языка на формирование системы представлений человека о мире (Сепира—Уорфа гипотеза). Попытки понять стадии В. часто связаны с х-ками нервных процессов. Напр., тот факт, что любое цветовое пятно может быть воспроизведено комбинацией лишь трех разл. источников света, вероятно, свидетельствует о наличии трех видов световых рецепторов, к-рые передают цвет на сетчатку глаза. Предпринимались попытки более детально разработать этот подход, т.е. объяснить, каким образом разл. изменения нервной деят-ти воздействуют на наши ощущения, или обнаружить нейрофизиологические состояния, соответствующие опред. воспринимаемым объектам. Предполагается, что единство нашего опыта обеспечивается несознаваемыми умозаключениями, связывающими, напр., расстояние до предмета с его размером на сетчатке глаза и одновременно с нашим знанием о действительном размере предмета. До наст, времени не удалось еще построить единую теорию В.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Восприятие

1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»); 2) процесс формирования этого образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»). Иногда термином «восприятие» обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения.

Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.

При рассмотрении гносеологических вопросов (в философии) значения терминов «восприятие» и «ощущение» совпадают. Для психологии указанное их различие является принципиально важным. В некоторых идеалистических направлениях психологии, например гештальтпсихологии, восприятие рассматривается как исходная форма чувственного познания (и познания вообще), а ощущение – как абстракция, как результат «препарирования» восприятия сознанием. Материалистическая психология рассматривает ощущение как исходную форму познания, а восприятие – как синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмета. В филогенезе переход от ощущения к восприятию был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, вещно (предметно) неоформленной среде к жизни в среде, вещно оформленной (А. Н. Леонтьев). Поскольку любой предмет как раздражитель (стимул) является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвуют обычно несколько анализаторов; таким образом, восприятие формируется на основе ощущений разных модальностей.

В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Важную роль во всех видах восприятия играют двигательные (кинестезические) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное восприятие помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т. д.) включает также кинестезические ощущения, возникающие при перемещении глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, перевод глаза из одного положения в другое). Особенно велика роль кинестезических ощущений в осязательном восприятии. Большую роль во вкусовом восприятии играют движения языка, а в обонятельном – движения органов дыхания. В процессе слухового восприятия активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессах анализа воздействующих раздражителей, уточнений ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации.

У человека, владеющего речью, последняя опосредствует восприятие, обеспечивая его осмысленность. Участие речи в восприятии создает возможность абстракций и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния).

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность.

Важная особенность восприятия – его зависимость от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т. д.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время.

Формирование перцептивного образа представляет собой процесс, включающий ряд фаз (переходов): от нерасчлененного восприятия («что-то мелькнуло», «что-то коснулось кожной поверхности», «появился какой-то звук», «чем-то пахнет» и т. д.) к формированию дифференцированного целостного предмета (или явления), адекватного оригиналу. Динамика формирования перцептивного образа определяется пространственно-временными условиями процесса восприятия. Это отчетливо обнаруживается при изменении времени воздействия стимулов (раздражителей) на анализатор, их дистанции и положения в сенсорном поле. Восприятие может быть преднамеренным и непреднамеренным. Первое в отличие от второго связано с постановкой определенной задачи; оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае восприятие выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное восприятие выступает как компонент какой-либо другой деятельности. Преднамеренное восприятие более эффективно, чем непреднамеренное.

В поведении и деятельности человека восприятие является необходимым условием ориентировки в окружающей среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность является основным условием развития восприятия. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности восприятие становится активным, целенаправленным процессом познания действительности. Рефлекторная деятельность является основой восприятия. Рефлекторная теория восприятия была выдвинута в психофизиологических работах И. М. Сеченова («Рефлексы головного мозга», «Предметная мысль и действительность» и др.). Отмечая сложный состав восприятия, И. М. Сеченов характеризовал его как «ассоциированную чувственную группу», возникающую в результате того, что «ощущения из всех сфер чувств могут сочетаться между собой самым разнообразным образом, но всегда путем последовательных рефлексов», взаимодействием которых и определяется чувственный образ всякого предмета. Рефлекторная теория восприятия получила развитие и экспериментальное доказательство в исследованиях И. П. Павлова и его сотрудников, а также в работах советских психологов (Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Е. Н. Соколова и др.). По И. П. Павлову, все действующие раздражители как объекты восприятия могут быть разделены на элементарные и сложные (комплексные).

Элементарные раздражители – это отдельные компоненты (части), входящие в состав сложного раздражителя. Таковы, например, отдельные световые раздражители, если они берутся в отрыве от других зрительных раздражений, или отдельные музыкальные звуки, если они рассматриваются вне мелодии. Но поскольку в большинстве случаев объекты восприятия обладают совокупностью свойств, они действуют как одновременные или как последовательные комплексные раздражители, характеризующиеся определенной силой и порядком следования своих компонентов. При этом слабые компоненты (например, слабые световые или звуковые раздражители) легко затормаживаются более сильными компонентами комплекса (ярким светом, сильными звуками и т. п.), как бы маскируются ими и поэтому не всегда выделяются при восприятии. В таких случаях требуется специальное выделение слабых компонентов из общего комплекса, после чего они начинают замечаться и могут приобрести сигнальное значение всего комплекса в целом.

Большое значение в процессе восприятия имеет также образование условных рефлексов на отношение раздражителей. В процессе действия комплексных раздражителей происходит их широкое обобщение (генерализация) на основе отношений раздражителей друг к другу и узнавание предметов по их относительным признакам. Так, например, мы узнаем фигуру квадрата по соотношению его сторон независимо от их абсолютной величины; форму шара – независимо от величины радиуса, мелодию – по соотношению музыкальных тонов независимо от регистра и тембра и т. д.

Физиологической основой влияния прошлого опыта на восприятие является включение наличных воздействий в систему ранее образованных временных связей. В отчетливой форме действие ранее выработанных систем временных связей в процессе восприятия проявляется, например, при узнавании слов по первым и последним буквам в процессе чтения. Возможны также случаи ошибочного включения наличных раздражителей в ранее выработанные системы временных связей. Тогда возникают ошибки восприятия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Найдено схем по теме ВОСПРИЯТИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ВОСПРИЯТИЕ — 0

Найдено книг по теме ВОСПРИЯТИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ВОСПРИЯТИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ВОСПРИЯТИЕ — 0