ВРЕМЯ СВОБОДНОЕВРЕМЯ СУБЪЕКТИВНОЕ

ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ

Найдено 5 определений термина ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ

англ. time, social; нем. Zeit, soziale. Темп и ритм протекания событий за определенный период существования индивида, группы или общества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Время социальное

длительность существования социальных систем, групп, явлений и процессов; одна из форм общественного богатства. Оно распределяется и используется в соответствии с достигнутым уровнем развития экономики и характером социальных отношений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь по социологии

Время социальное

специфическая характеристика времени, в котором живет общество и которое отражается в коллективном сознании. Оно отличается своим ритмом, формами жизнедеятельности людей, особенностями восприятия ими наблюдаемых явлений, событий, процессов и отношения к ним. Его особенности находят отражение в ритме труда и отдыха, свободного времени, типе социального поведения людей в разные периоды исторического развития.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии

ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ

одна из форм существования об-ва, функционирование к-рого протекает во времени, неотделимо от него. С одной стороны, В.с. является временным пространством человеческой деятельности, с др. - ее мерой. В.с. характеризует также последовательность различ. видов деятельности (см.), их частоту. Время необратимо, оно течет от прошлого к будущему. В.с. представляет собой определенную, нематериальную форму богатства об-ва и каждого его члена. Сущность этого богатства определяется не только его величиной, но и содержанием, тем, как оно используется, какую пользу это использование приносит. В.с. имеет свою структуру, определяемую основными сферами жизнедеятельности членов об-ва: труд в обществ. хоз-ве, труд и занятия в домашнем хоз-ве, сферы удовлетворения физиология, потребностей и сферы удовлетворения физич., духовных и соц. потребностей. Каждая из частей времени, затраченных в этих сферах, имеет свое соц.-экономич. содержание. В совокупности они составляют В.с. об-ва. Служа пространством жизнедеятельности об-ва, время одновременно оказывается и ее мерой. В связи с этим необходимо различать индивидуальные затраты времени (отдельного человека, средние затраты времени соц. группы), обществ.-необходимые затраты времени (определенные обществ.-нормальными условиями протекания той или иной деятельности). Время неотделимо от деятельности, оно не расходуется, а складывается из продолжительности различн. видов деятельности в той или иной сфере. Однако оно имеет относительную самостоятельность, прежде всего время рабочее (см.) и время свободное (см.). Важнейший метод изучения (измерения и контроля) соц. времени об-ва - это метод изучения использования бюджета времени (см.) и рассчитываемых на его основе балансов времени (см.). Балансы и бюджеты времени дают объективную картину распределения и использования времени, в к-рой отражается реальное поведение людей. Но В.с. имеет и субъективную сторону, связанную с его восприятием, отношением к нему, удовлетворенностью его использованием (см. Удовлетворенность временем). На субъективное ощущение времени оказывает влияние то, как много произошло событий в тот или иной период. Период, насыщенный событиями, кажется быстро проходящим, но вспоминается как долго длящийся. Период, не насыщенный событиями, представляется медленно тянущимся, но вспоминается как короткий по длительности. Т.обр., время текущее очень отличается от времени вспоминаемого. Субъективное время изучается с помощью "небюджетных" методов, т. е. путем выяснения мнений о нем разных соц. групп населения. Объективные и субъективные методы изучения времени дополняют друг друга и часто используются совместно. Поскольку время - форма богатства как об-ва, так и индивида, постольку в сознании людей оно имеет ценностную оценку. Отдельные группы времени имеют по отношению к другим определенный приоритет. Оценка времени с развитием об-ва может меняться. Так, с ростом культурных потребностей населения растет ценность для него свободного времени, отношение к различн. группам времени (рабочему; времени удовлетворения бытовых и физиологич. потребностей; свободному) определяется в конечном счете господствующими в об-ве производственными отношениями. Ценность времени и отношение к нему проявляются в ценностных нормах, ориентациях и реальном поведении. Лит.: Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. В.Д. Патрушев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Время социальное

фундаментальная форма социальноисторического существования людей и необходимый ресурс (условие) их деятельности. Такие внешние, метрические характеристики времени, как длительность, последовательность, повторяемость, одновременность, ритм, применимы в равной степени к большим и малым масштабам жизни социальной. Например, можно говорить о циклах повторяемости, последовательности относительно жизни отдельных личностей, жизни поколений, а также о ритмах экономических кризисов, периодах деловой активности, наконец, о сменяемости целых эпох, общественно-экономических формаций. В данном случае поднятия повторяемости и ритма, обобщающие периодический характер социальных процессов, в сочетании с представлением о последовательности являются выражениями законосообразного характера протекания социального развития. Мера длительности процессов во В. с. меняется с развитием общества и является величиной относительной (конкретно-исторической). Единицы ее исчисления соотносятся не только с абсолютными хронологическими масштабами, но и с крупными сдвигами и качественными изменениями внутри социальных процессов: здесь в качестве единиц отсчета фигурируют понятия «формация», «эпоха», «период», «культура», «цивилизация», «генерация», «поколение» и др. В таком случае к научному анализу привлекается понятие не времени вообще, а собственного времени системы. Целостное социологическое изучение социальных объектов должно учитывать, кроме «диахронической» плоскости их исторического существования, которая выражается в ритмах, длительности, повторяемости, сменяемости состояний объекта, «синхроническую» составляющую, когда системно дифференцированный объект имеет различные масштабы длительностей, ритмов, присущие множеству его подсистем. В едином целом сосуществуют разнопорядковые длительности, где «пики» демографического роста, например, не совпадают во времени с циклами экономических подъемов, а последние расходятся с культурно-духовным оживлением и т. п., отчего в обществе могут возникать социальные напряжения, конфликты. Время является тем существенным параметром, который позволяет рассмотреть с единой точки зрения структуру социального объекта и его историю (эволюцию). Поэтому социологическое изучение, например, общества, социальных групп, партий и организаций должно учитывать, с одной стороны, сменяемость поколений, их жизненных стереотипов и ценностей, а, с другой, видеть и анализировать механизм их одновременного сосуществования и взаимодействия. Впервые в марксизме вычленена и осмыслена качественная основа В. с.»опредмечиваемое время» деятельности. Социальная жизнь в каждом из своих моментов выступает качественным отношением модусов времени, определяется взаимопревращением «прошлого» и «живого» труда в процессе материального производства, неразрывной сопряженностью социальной памяти прошлого в жизни личности, поколений, групп с их социальной активностью сейчас, теперь, без чего немыслимо воспроизводство культуры в целом. Отсюда важным элементом и предпосылкой внутренней структуры В. с. является деятельно обеспечиваемое наследование, преемственность, кумулирование живого опыта предшествующих поколений, исторического прошлого, где немалую роль играют традиции, язык, навыки, обычаи, предрассудки и т. д. В своей содержательной, активно-живой основе В. с. включает в себя единство деятельности и общения (коммуникации). Поэтому возникшая на Западе философия и социология понимания, феноменологическая социология, философия Франкфуртской школы особое внимание уделяют скрытной, невидимой функции времени в качестве существеннейшего конституента «исторического мира» жизни, культуры, коммуникативных предпосылок общественности («интеракции»). Предметом особого внимания в обществоведении и социологии является бюджет времени как выражение его ресурсности, наполнение астрономических (физических) границ темпорального существования человека, как природного существа, актами его социальной жизнедеятельности (труд, занятия, учеба, отдых, развлечения и т. п.), что выглядит в виде определенных количественных пропорций. С этой целью производят хронометрические замеры различных видов индивидуальной и групповой деятельности для того, чтобы рационализировать использование времени. Принципиально значимыми в экономическом, социальном, культурном, идеологическом смыслах являются количественные границы рабочего и свободного времени. Умение организованно, технологически интенсифицировать рабочее время, максимально сжав его, высвобождает время. А способность творчески, изобретательно использовать это высвобождаемое (свободное) время для блага индивида и общества делает последнее мерилом общественного богатства. Важным аспектом социологического изучения В. с. выступает также ценностно окрашенное отношение индивидов, социальных групп, общества к протеканию времени. Последнее в модусе будущего может становиться предметом планирования и прогнозирования социального, моделирования будущего (футурология). Массовое, обыденное сознание относится к будущему с определенными ожиданиями, которые могут приобретать и форму страхов, фаталистических, эсхатологических, мессианских ощущений и представлений. Отношение к историческому прошлому тоже неоднородно в обществе, оно выступает ингредиентом мировосприятия, понимания личностью своего жизненного удела. Отношение к историческому прошлому и будущему органически входит в этническое, национальное самосознание индивидов, в переживание сопричастности исторической судьбе. Таким образом, В. с. является сущностной формой реализации социальной жизни в ее объективном и субъективном измерении.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический справочник

Найдено схем по теме ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ — 0

Найдено книг по теме ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ — 0

Найдено презентаций по теме ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ — 0

Найдено рефератов по теме ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ — 0