ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВЫБОР ПРОФЕССИИ
практическая, психологическая и нравственная проблема, стоящая перед молодым человеком в начале трудового пути, как правило после окончания средней школы.
В. п. во многом усложняется внешними по отношению к личности обстоятельствами; их причиной являются ограничения, вызванные соц. и экономич. статусом родительской семьи, состоянием спроса на рынке труда.
В. п. определяется рядом факторов. Это может быть чисто функциональный выбор: человек выбирает профессию по своим склонностям и способностям. Выбор сферы труда может быть определен также семейной традицией, следованием конъюнктурной моде на те или иные профессии, выбором «за компанию» с товарищами, друзьями. Есть варианты и целерационального поведения. С учетом потребностей рынка труда человек выбирает то место, которое, как ожидается, может быть особо привлекательным с точки зрения заработка, проф. и должностного роста, соц. престижа.
Современные отечественные исследования В. п. молодежью обнаруживают достаточно высокую рациональность: молодые «пробуют» себя в разных видах занятости, повышая таким образом свой трудовой ресурс.
См. также: Профессиональная консультация.
Лит.: Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д: «Феникс», 1996; Маркова А. К Психология профессионализма. — М., 1996; Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — Москва; Воронеж, 1996; Константиновский Д.Л. Институт образования и социальное неравенство // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В. А. Ядова. — М.: КАНОН-Пресс-Ц, 2001; Шадриков В. Д . Психология деятельности и способности человека. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.
Н. И. Шаталова

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ
соц. процесс, в ходе к-рого индивиды (субъекты выбора) последовательно осознают наличие в об-ве профессионального разделения труда и конкретных видов трудовой деятельности - профессий и специальностей (объекты выбора), путей и способов приобретения знаний и навыков, необходимых для этой деятельности, и реальных возможностей их использования. В.п. включает ориентацию профессиональную (см.), а также выбор связанного с профессией соц. положения. Взаимодействие субъекта и объекта В.п. определяется конкретно-историч. уровнем развития производства, состоянием отношений производственных (см.), от к-рых зависит и свобода В.п. Система внеэкономич. принуждения жестко закрепляет работника за определенным видом деятельности, тогда как наличие рынка рабочей силы определяет возможности В.п. в условиях стихийно складывающегося спроса и предложения. Научно-технич. революция, качественно изменяющая требования к образованности и квалификации работника, органически связывает В.п. с выбором вида общего и профессионального образования. Однако последний есть в то же время относительно самостоятельный процесс, определяемый, помимо состояния производства, состоянием и степенью гибкости системы образования, ее соответствием изменяющимся потребностям об-ва. В.п. испытывает на себе также влияние престижа профессий (см.), опосредствованно отражающего обществ. потребности. На протяжении всей профессионально-трудовой деятельности человек неоднократно встает перед В.п. - в связи с изменениями техники, технологии и организации производства, соц.-экономич. ситуации в об-ве, переменами в интересах и склонностях индивида, его физич. и умственных способностях и возможностях, его семейном и материально-бытовом положении, состоянии здоровья и т. д. Поэтому необходим социологич. анализ В.п. на стадии как первичного выбора, в момент вступления человека в самостоятельную трудовую жизнь, так и на последующих стадиях его жизненного цикла, что связано также с соц. функциями непрерывного образования (см.). Изучение соц. проблем В.п. ведется в рамках социологии образования (см.), социологии труда (см.), а также складывающейся в последнее время новой научн. отрасли - социологии жизненного пути. Лит.: Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение. Таллинн, 1985; Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975; Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. М., 1989; Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985. Ф.Р. Филиппов

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
372.43 кб

Мотивы выбора профессии

Некрасова О.Н.
В статье рассматриваются основные мотивы выбора профессии современной молодежью, факторы, влияющие на профессиональное самоопределение, а также причины, по которым важно выбрать профессию «правильно».
Читать PDF
135.90 кб

Выбор профессионального пути

Скоморохова Анастасия Геннадиевна
Рассматриваются особенности выбора профессии молодым поколением, факторы и мотивы, влияющие на ее выбор, специфика сферы гражданской авиации, кадровое состояние и способы привлечения в эту сферу молодых специалистов.
Читать PDF
878.59 кб

Обучение химии и выбор профессии

Бельницкая Е.А.
Важными качествами личности специалиста химика в современном мире являются умение работать с информацией и делать выбор, личная ответственность и адаптивность.
Читать PDF
169.68 кб

Мотивация учения и выбора профессии

Полещук Г. С.
Читать PDF
150.72 кб

Первые шаги к выбору будущей профессии

Бабич Эльвира Александровна, Корякова Анна Александровна, Рыжкова Тамара Владимировна
Успешность профессионального самоопределения прежде всего зависит от сформированной внутренней активной позиции ученика, информированности о рынке профессий и образовательных учреждениях города.
Читать PDF
249.14 кб

РАЗМЫШЛЕНИЯ ЮНОШИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Маркс Карл
Читать PDF
849.45 кб

Проблемы в выборе медицинской профессии

Шурупова Р. В.
В статье представлены результаты анкетирования первокурсников и аспирантов по изучению основной мотивации их поступления в ММА им. И.М.
Читать PDF
267.84 кб

Темперамент как фактор выбора профессии

Буянова Галина Витальевна
Аннотация.
Читать PDF
1.11 мб

Родители и дети: путь к выбору профессии

Зарембо Галина Валерьевна, Углов Владимир Владимирович, Герасименко Татьяна Николаевна
Сообщается, что в монографии «Родительское содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников» (2016), подготовленной Т. Д. Зеленкиной, Е. Ю. Пряжниковой и М. Г.
Читать PDF
552.99 кб

Аксиологический подход к выбору профессии

Тараканова Елена Васильевна, Фомин Александр Владимирович
В статье представлен краткий обзор развития философско-социологических представлений о ценностях, их взаимосвязи с престижем отдельных занятий и профессиональным выбором.
Читать PDF
191.93 кб

Мотивы выбора профессии старшеклассниками

Давыдюк Л. В., Истратова О. Н.
Читать PDF
608.85 кб

Факторы выбора профессии старшеклассниками

Макаров В. К., Борисова Е. А.
Читать PDF
6.37 мб

Мотивы выбора профессии медицинской сестры

Чернецкая Надежда Игоревна, Комолкина Оксана Ильинична
В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования мотивов выбора профессии медицинской сестры студентами медицинского колледжа.
Читать PDF
139.52 кб

Выбор технологий профессионального обучения

Сергеева Марина Георгиевна
В статье рассматриваются технологии профессионального обучения и проблема их выбора в современных условиях, представлена структура педагогической технологии и введено авторское понятие технологии профессионального обучения
Читать PDF
200.16 кб

Выбор профессии как психологический феномен

Ретунская Татьяна Николаевна
В статье представлены результаты исследования, посвященного актуальной проблеме выбора профессии и механизмам, лежащим в основе формирования мотивации выбора профессии.