ВЫБОРКА МНОГОФАЗНАЯВЫБОРКА ОБУЧАЮЩАЯ

ВЫБОРКА НЕСЛУЧАЙНАЯ

Найдено 2 определения термина ВЫБОРКА НЕСЛУЧАЙНАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Выборка неслучайная

выборка, при которой не каждый элемент генеральной совокупности имеет некоторую отличную от нуля вероятность попасть в выборочную совокупность. Существуют две разновидности неслучайной выборки – целенаправленная (напр., метод отбора типичных представителей) и стихийная (напр., опросы только на остановках и в транспорте).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

ВЫБОРКА НЕСЛУЧАЙНАЯ

способ отбора единиц совокупности, принцип к-рого отличен от случайного. Как и для вероятностного (случайного) способа отбора, основная цель неслучайного отбора состоит в получении совокупности, репрезентирующей изучаемую. Однако в отличие от вероятностной выборки статистич. выводы обо всем множестве объектов в этом случае делать недопустимо. Выделяют два вида неслучайного отбора: направленный отбор (целенаправленный, целевой, выбор по усмотрению) и стихийный. Направленный отбор характеризуется выбором единиц или групп единиц по к.-л. заранее определенному принципу. Наиболее распространенными формами направленного отбора считаются: выбор типич. объектов (метод, типич. представителей), метод "снежного кома" и выбор квотами (см. Выборка квотная). Метод типич. представителей возник в земской статистич. практике во второй половине XIX в. как одно из направлений при замене сплошного наблюдения частичным. Считалось, что отобранные типич. объекты могут представлять всю генеральную совокупность, если в ней возможно выделение типов явлений и выбор объектов, наиболее подходящих к типу. Наличие обширной информации, как правило, в виде рез-тов предваряющего сплошного обследования служило гарантией объективности при определении типичности отбираемых объектов. Это направление разделилось на два вида, один из к-рых определился как самостоятельная стратегия - монографич. обследование отдельных типич. случаев; другой вид, сохраняя в качестве основного принципа отбора типичность, приобрел черты массового обследования и примкнул к выборочному. Наиболее удачным примером последнего направления считается повторное выбороч. исследование в Вятской губернии 1900-1902 гг. Оно охватило около 20% селений в 954 районах. Предварительно были выделены однородные по естественно-историч. и экономич. условиям районы, и отбор селений производился т.обр., чтобы каждое выбранное селение являлось представителем группы, образованной по совокупности экономич. признаков. Проверка типичности выбранных сел была выполнена путем сопоставления рез-тов с данными сплошной сельскохозяйственной переписи 80-х гг. XX в. Метод отбора типич. объектов находит широкое применение и в настоящее время, хотя в последние два-три десятилетия и усилилась ориентация на построение вероятностных моделей выборок. Метод типич. представителей осуществляется легко и экономно; позволяет на ранней стадии обнаружить тенденции в генеральной совокупности, однако в силу определенной субъективности выбора является ненадежным для заключения о количественных распределениях. Метод часто оказывается удобным на высших ступенях отбора, когда необходимо ограничиться небольшим количеством объектов, напр, регионов. Отбор типич. объектов может в достаточной мере обеспечить репрезентативность полученных данных только в том случае, если приняты меры по обоснованию выбора объектов. Для этого необходимо иметь дополнительную информацию по ряду признаков, к-рые могут рассматриваться в качестве контрольных. Метод "снежного кома" является разновидностью целенаправленного выбора и применяется для отбора экспертов и редко встречающихся групп респондентов, т.н. "редких элементов". По существу, это техника поиска и отбора объектов с определенным сочетанием свойств в условиях, когда трудно очертить границы генеральной совокупности. Особенность метода состоит в том, что за исключением первого шага выбор очередного респондента совершается по указанию респондентов, включенных в выборку на предыдущем шаге. Каждый респондент указывает интервьюеру, где можно найти интересующих его людей, и выборка с каждым шагом разрастается подобно "снежному кому". Стихийные выборки формируются произвольно и, как правило, независимо от исследователя. Примерами стихийного отбора могут служить опросы с помощью средств массовой информации, "выборка первого встречного", опросы пассажиров на остановках или в транспорте и т. д. Основная особенность стихийных выборок состоит в том, что для них часто невозможно уточнить, какую генеральную совокупность они представляют. Лит.: Гурьев А.А. Происхождение выборочного исследования и первые его опыты в России//Вестн. статистики. 1921, №1-4; Кауфман А. Статистическая наука в России: теория и методология, 1806-1917: Историко-критический очерк. М., 1922; Ковалевский А.Г. Основы теории выборочного метода//Уч. зап. Саратовского ун-та. Саратов, 1924; Крылов В.Н. О применении выборочного метода в земской статистике// Вестн. статистики. 1955, №6; Процесс социального исследования. М., 1975; Дружинин Н.К. Развитие основных идей статистической науки. М., 1979; Рабочая книга социолога. М, 1983; Паниотто В.И. Качество социологической информации. Киев, 1986. Г.Н. Сотникова.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено схем по теме ВЫБОРКА НЕСЛУЧАЙНАЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ВЫБОРКА НЕСЛУЧАЙНАЯ — 0

Найдено книг по теме ВЫБОРКА НЕСЛУЧАЙНАЯ — 0

Найдено презентаций по теме ВЫБОРКА НЕСЛУЧАЙНАЯ — 0

Найдено рефератов по теме ВЫБОРКА НЕСЛУЧАЙНАЯ — 0