Взаимопомощь
ВЗАИМОПОМОЩЬ
альтруистические взаимодействия членов социальной группы, выражающиеся в обмене услугами. Предполагают возможность постоянных контактов членов группы, освоение ими норм и правил группы и наличие мотивов для обмена услугами.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
ВЗАИМОПОМОЩЬ
отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и одновременно разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого. Взаимопомощь вытекает из самого характера человеческого труда, который может быть только общественным, требует объединения усилий множества людей.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
ВЗАИМОПОМОЩЬ
оказание помощи друг другу двумя или несколькими лицами. В её основе лежит доверие. В. у людей проявляется в таких формах деятельности, как кооперация, парное программирование, пиринговая сеть, сеть гостеприимства, социальная сеть и др. Согласно Кропоткину, она является одним из основополагающих факторов эволюции человечества, а также одним из главных принципов анархизма.
Источник: Словарь по волонтерству.
Взаимопомощь
Добровольное взаимодействие пожилых людей, имеющих общие проблемы и потребности, поддерживающих контакты с целью оказания практической помощи, эмоциональной, товарищеской поддержки и обмена информацией о действиях и ресурсах, которые могут быть полезными для решения их проблем и удовлетворения насущных потребностей. В отличие от самопомощи в процессе взаимопомощи, как правило, участвуют профессионалы. В. позволяет предупредить тяжелые последствия трудной жизненной ситуации, сохраняя независимость, - это оценивается людьми гораздо выше, чем безопасность и защита. Создание условий для развития такой взаимопомощи представляет собой значительный резерв социальной защищенности пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями здоровья. СМ. также Группа взаимопомощи, Самопомощь.
ВЗАИМОПОМОЩЬ
сравнительно новая ценность для системы социальной поддержки россиян. По мере развития системы социальной защиты населения — возрастания роли негосударственного сектора — понятие В. наполняется новым смыслом, противопоставляется отныне самопомощи. В отличие от последней, В. подразумевает участие социальных работников в совместных усилиях людей, направляемых на оказание помощи друг другу в похожих ситуациях. “Социальные работники обычно побуждают к такой деятельности и способствуют ей”, — пишет Р. Баркер (1994, с. 21). Многие же исследователи, оперируя данным понятием, так и не определяют его. Вероятно, в таких случаях предполагаются общежитейский смысл и значение слова, которые вполне понятны и обозначают оказание помощи несколькими лицами друг другу (Энциклопедический словарь, с. 166–167). Но трактовка термина не является научным определением понятия.
Термин “В.” более точно передает процессы взаимного участия, взаимообмена, подчеркивает в наше время специалист в области социальной работы Ф.Р. Сильверман (1993, с. 166–170). В этой связи отдельные категории населения объединяются в группы В. для взаимодействия в сфере социальной поддержки, преследующие определенные цели: оказание друг другу эмоциональной, информационной, статусной и другой поддержки. Таким образом, под группой В. понимается добровольное взаимодействие различных категорий населения (пожилых людей, многодетных семей, инвалидов и т.д.), имеющих общие потребности и проблемы, встречающихся время от времени с целью оказания поддержки и обмена информацией о ресурсах, способствующих решению этих проблем.
Действия и смысл действий участников В. неразрывно связаны между собой. Как отмечает Н.П. Щукина, “посещение группы взаимопомощи, общение в группе не могут быть поняты вне контекста социальных правил и культурных смыслов” (2004, с. 6).
См. также ГРУППА ВЗАИМОПОМОЩИ.
Е.И. Холостова
Лит.: Баркер Р. Словарь социальной работы: Пер. с англ. (сокр.). М.: Институт социальной работы, 1994; Сильверман Ф.Р. Группы взаимной помощи // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. Т. 1. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993; Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2004; Энциклопедический словарь / Изд-ли Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. 6. СПб.: Типо-литография И.А. Ефрона, 1892.
Термин “В.” более точно передает процессы взаимного участия, взаимообмена, подчеркивает в наше время специалист в области социальной работы Ф.Р. Сильверман (1993, с. 166–170). В этой связи отдельные категории населения объединяются в группы В. для взаимодействия в сфере социальной поддержки, преследующие определенные цели: оказание друг другу эмоциональной, информационной, статусной и другой поддержки. Таким образом, под группой В. понимается добровольное взаимодействие различных категорий населения (пожилых людей, многодетных семей, инвалидов и т.д.), имеющих общие потребности и проблемы, встречающихся время от времени с целью оказания поддержки и обмена информацией о ресурсах, способствующих решению этих проблем.
Действия и смысл действий участников В. неразрывно связаны между собой. Как отмечает Н.П. Щукина, “посещение группы взаимопомощи, общение в группе не могут быть поняты вне контекста социальных правил и культурных смыслов” (2004, с. 6).
См. также ГРУППА ВЗАИМОПОМОЩИ.
Е.И. Холостова
Лит.: Баркер Р. Словарь социальной работы: Пер. с англ. (сокр.). М.: Институт социальной работы, 1994; Сильверман Ф.Р. Группы взаимной помощи // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. Т. 1. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993; Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2004; Энциклопедический словарь / Изд-ли Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. 6. СПб.: Типо-литография И.А. Ефрона, 1892.
Взаимопомощь
в широком смысле – система обмена материальными ценностями и услугами, составляющая основу социального существования и пронизывающая человеческое общежитие в любой культуре. В. универсально цементирует отношения в таких социальных институтах, как семья и община, родственных объединениях типа линидж, клан, патронимия и др. Она может носить неформализованный или формализованный характер, как правило, и то и другое сосуществуют. Неформализованная В. выступает в виде общего морального принципа человеческого взаимодействия; формализованная В. – в виде традиционных норм или правовых предписаний, регламентирующих поведение. Например, в традиционных обществах охотников и собирателей существуют как общая моральная установка, которая требует делиться пищей и другими благами с сородичами и общинниками, защищать их в условиях опасности и мстить за их смерть, так и конкретные правила, подробно регламентирующие делёж охотничьей добычи, обязанности взаимозащиты и кровной мести, взаимные ритуальные услуги и т.п. В правовых обществах определенные виды В. кодифицируются (особенно действующие в браке, семье, родственных отношениях) и, кроме того, получают распространение всевозможные общественные ассоциации В. – учреждения самообороны, производственные и потребительские кооперативы и т.п. Одновременно продолжает широко функционировать неформальная В. в форме добровольных услуг, которые оказывают друг другу частные лица или группы, находящиеся приблизительно в одинаковых условиях жизни и деятельности.
В узком смысле В. – форма экономического обмена, характерная для первобытных и традиционных, в том числе крестьянских обществ. Она зарождается в первобытной общине с появлением в ней распределения по труду и личной собственности, развивается по мере формирования ячеек обособленной собственности (домохозяйств) и соответственного превращения первобытной общины в соседскую. В. возникла прежде всего из-за неустойчивого экономического положения домохозяйств, которым постоянно требовались те или иные предметы потребления или средства производства, временная дополнительная рабочая сила. Ни труд, ни вещи не считались данными взаймы, но получение помощи накладывало на получателя обязательства немедленно отозваться на призыв оказавшего ему помощь, когда последний будет в ней нуждаться. При этом размеры и характер ответной помощи определялись не столько размерами и характером полученной помощи, сколько нуждами хозяйства, обратившегося за ответной помощью. Поэтому ответная помощь могла быть и больше и меньше полученной. Кроме того, она проявлялась и в форме совместно выполняемых всеми членами общины работ по призыву одного из них. Оказание такой помощи накладывало на человека, получившего её, только одно обязательство – откликнуться на аналогичный призыв о помощи со стороны любого другого члена общины. В русской деревне такая В. носила название «помочи».
В узком смысле В. – форма экономического обмена, характерная для первобытных и традиционных, в том числе крестьянских обществ. Она зарождается в первобытной общине с появлением в ней распределения по труду и личной собственности, развивается по мере формирования ячеек обособленной собственности (домохозяйств) и соответственного превращения первобытной общины в соседскую. В. возникла прежде всего из-за неустойчивого экономического положения домохозяйств, которым постоянно требовались те или иные предметы потребления или средства производства, временная дополнительная рабочая сила. Ни труд, ни вещи не считались данными взаймы, но получение помощи накладывало на получателя обязательства немедленно отозваться на призыв оказавшего ему помощь, когда последний будет в ней нуждаться. При этом размеры и характер ответной помощи определялись не столько размерами и характером полученной помощи, сколько нуждами хозяйства, обратившегося за ответной помощью. Поэтому ответная помощь могла быть и больше и меньше полученной. Кроме того, она проявлялась и в форме совместно выполняемых всеми членами общины работ по призыву одного из них. Оказание такой помощи накладывало на человека, получившего её, только одно обязательство – откликнуться на аналогичный призыв о помощи со стороны любого другого члена общины. В русской деревне такая В. носила название «помочи».
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия