Задержка психического развития

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Задержка психического развития
(ЗПР) – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. В отличие от олигофрении, может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституционального развития ребенка (гармонический инфантилизм), различными соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы (минимальная мозговая дисфункция). У детей отмечается снижение работоспособности, памяти, внимания, затрудняется усвоение навыков чтения, письма, счета, речи, возникают эмоциональные и личностные нарушения вследствие возникающих у них явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Задержка психического развития
особый тип аномалии психического развития ребенка. Задержка психического развития имеет различное происхождение: в одних случаях она связана с особенностями, а точнее – дефектами конституции ребенка, вследствие чего по своему физическому и психическому развитию он начинает соответствовать более раннему возрасту («гармонический инфантилизм»); вдругих случаях задержка психического развития возникает в результате различных соматических заболеваний (физически ослабленные дети) или органического поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией).
У детей с задержкой психического развития отмечается значительное снижение работоспособности вследствие возникающих у них явлений цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости. У них затруднено усвоение навыков чтения, письма, счета; страдают непосредственная память и внимание; имеются легкие нарушения речевых функций. Указанные затруднения компенсируются при специальных педагогических воздействиях на детей с задержкой психического развития.
В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с задержкой психического развития обычно имеется парциональное недоразвитие высших психических функций, имеющее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте.
Дети с задержкой психического развития характеризуются рядом личностных особенностей: недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов и т. д.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых для данного возраста норм.
ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставился только в дошкольном и младшем школьном возрасте. Если к окончанию этого периода оставались признаки недоразвития психических функций, то говорили уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.
Понятие “ЗПР” введено в 50-е гг. XX в. советским психиатром, основателем отечественной детской психиатрии Г.Е. Сухаревой. В зарубежной практике (США, Англии, Германии) категория детей с задержкой темпа психического развития обозначалась как “дети с трудностями в обучении”, “дети, имеющие недостаточные способности к обучению”, “неприспособленные”, “педагогически запущенные”, “дети с нарушением поведения”, “дети с минимальными повреждениями мозга”.
Термин “ЗПР” широко использовался в советской психологопедагогической литературе. В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) ЗПР рассматривается в разделе F80-F89 “Расстройства психологического развития” (англ.: Disorders of psychological development).
Психическое развитие отличается неравномерностью нарушений различных психических функций, при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью, восприятием. Можно выделить четыре клинико-психологических синдрома, которые определяют недостатки познавательной деятельности и обусловливают трудности в обучении: синдром психического инфантилизма, церебрастенический синдром, гипердинамический синдром, психоорганический синдром.
Причины ЗПР: биологические: патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода; недоношенность; асфиксия и травмы при родах; заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка; генетическая обусловленность; социальные: длительное ограничение жизнедеятельности ребенка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.
К.С. Лебединской была предложена классификация по этиопатогенетическому принципу:
1. ЗПР конституционального происхождения (неосложненный психический и психофизический инфантилизм). Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность.
2. ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжелых соматических состояний, перенесенных в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния).
3. ЗПР психогенного происхождения. Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Это наиболее часто встречающийся вариант.
Среди детей с ЗПР церебрально-органического происхождения И.Ф. Марковская выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозивности. Дети первой группы шумные и подвижные: на переменах и прогулках забираются на деревья, катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. С взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубокие и кратковременные. При психической тормозивности (дети второй группы) наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слезы.
С.Ю. Танцюра
Лит.: Гуровец Г.В. Детская невропатология. М.: Владос, 2010; Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст (Советы педагогам и родителям по подгот. к обучению детей с особыми проблемами в развитии). М.: Владос, 1997.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
167.01 кб

Социализация детей с задержкой психического развития

Омарова Патимат Омаровна
Выявлена специфика в социальном развитии детей с задержкой психического развития в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками, установлена иерархия значимости социальных отношений и параметры выбора предпочитаемого партн
Читать PDF
217.11 кб

Система помощи детям с задержкой психического развития

Беткер Л. М.
Читать PDF
362.42 кб

Восприятие пола у детей с задержкой психического развития

Верещагина Т.В., Гавриш А.Д., Бочарова Е.А.
Читать PDF
125.40 кб

Реабилитация дошкольников с задержкой психического развития

Злоказова М. В.
Clinicopsychologic peculiarities of pre-school children with delayed psychic development and rehabilitation in the "Nadezhda" Center of Children Development in Kirovo-Chepetsk are presented.
Читать PDF
659.08 кб

Обучение рассказыванию детей с задержкой психического развития

Фатихова Лидия Фаварисовна
В статье представлена коррекционная методика, предназначенная для формирования умения составлять рассказы у дошкольников с задержкой психического развития.
Читать PDF
359.40 кб

Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития

Е.А. Логинова, М.А. Киргинцева
Читать PDF
245.96 кб

Классификации задержки психического развития и перспективы обучения

Павалаки Ирина Фёдоровна, Рассказова Наталья Петровна
В материалах статьи рассматриваются различные варианты задержки психического развития (ЗПР), которые отличаются качественными особенностями, степенью выраженности, сочетанием основных компонентов эмоциональной и когнитивной сфер,
Читать PDF
218.44 кб

Социальная адаптация дошкольников с задержкой психического развития

Семенова Галина Игоревна, Симановский Андрей Эдгарович
В статье представлен анализ проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития (ЗПР) и их нормально развивающихся сверстников.
Читать PDF
260.99 кб

Задержки раннего нервно-психического развития: подходы к диагностике

Заваденко Николай Николаевич
Популяционная частота задержек нервно-психического развития у детей раннего возраста оценивается примерно в 10%, общей интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости) в 1-3%.
Читать PDF
767.39 кб

Современные аспекты развития детей с задержкой психического развития

Ильмурзина Л.М.
В данной статье говорится о причинах и симптомах задержки психического развития. Какие две группы детей с задержкой психического развития выделили ученые в ходе исследований.
Читать PDF
866.46 кб

Биологическая адаптация детей 6 лет с задержкой психического развития

Банникова Людмила Павловна, Себирзянов Максим Дамирович
В статье представлены особенности биологической адаптации детей 6 лет с задержкой психического развития (ЗПР) в динамике года в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующего вида.
Читать PDF
147.29 кб

Гендерные установки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития

Симановский Андрей Эдгарович, Коршунова Галина Игриевна
В статье изучаются особенности гендерных установок у дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития.
Читать PDF
1.09 мб

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ САМОКОНТРОЛЬ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Лихачёва Н.Л., Конакова М.С.
В статье рассматриваются предпосылки формирования самоконтроля у младших школьников с задержкой психического развития.
Читать PDF
239.32 кб

Углубленное изучение личности ребенка с задержкой психического развития

Ю. М. Миланич
Читать PDF
206.76 кб

Нарушение письменной речи у школьников с задержкой психического развития

Лиходедова Л. Н.
В статье показано, что несформированность высших психических функций может вызвать нарушение процесса овладением письмом дизорфографию.