ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ
англ. law of three stages; нем. Gesetz von den drei Stadien. По О. Kонту - закон интеллектуального развития индивида и общества, включающий стадии: теологическую (господство религиозных представлений), метафизическую (замена традиционных верований критической "негативной" философией) и позитивную (интеграция и рациональная организация общества под влиянием позитивной философии). См. ПОЗИТИВИЗМ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Закон трех стадий
(от греч. stadion – стадий (мера длины)). Закон трьох стадій. Law of three stages. Согласно О. Конту (Auguste Comte) – закон интеллектуального развития общества и индивида, куда входят стадии: теологическая (доминируют религиозные представления), метафизическая (на смену религии приходит критическая или “негативная” философия) и позитивная (доминирует позитивная философия, направленная на интеграцию общества и его рациональную организацию). На каждой из указанных стадий именно религия, “негативная” или “позитивная” философия определяют характер функционирования всех сфер духовной жизни общества.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ
Law of the Three Stages) – историко-социологический закон, предложенный Контом. Согласно ему, зн: ние и общая форма общества проходят через три состояния: (а) знание, пронизанное "теологическими концепциями, и общество, где господствуют жрецы и монархия; (б) "метафизическое" спекулятивное знание, связанное с "негативной" эрой социального критицизма, а также политическим переворотом и революцией; (в) современная эра "позитивного" научного знания (см. Позитивизм), в которую, как надеялся Конт, произойдет социальная реорганизация, направляемая научным знанием, и получит применение научная социология. Социологи расходятся во мнениях с Контом относительно того, что возрастание значения научного знания является важной обше; чертой обществ нового времени. Однако еще большее несогласн. существует по вопросу о том, насколько целесообразно связывать социологию с "прикладной наукой наравне с естественными. Независимо от того, принимается или нет цель научных законов в социологии, имеется общее согласие в том, что формулировка Закона трех стадий грешит отсутствием точности (или. возможно правильной верифицируемой или фальсифицируемой формы — см Историзм) и не может служить истинным законоподобным утверждением.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ
основной закон обществ. прогресса в социологии О. Конта, к-рый является одновременно историч. и логич.: три стадии развития человеческого ума соответствуют трем аналогичным стадиям развития истории. Первую - теологич., или фиктивную, стадию, охватывающую древность и раннее средневековье (до 1300 г.), Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Древняя Греция и Рим) жизнью наделялись "фиктивные существа", вмешательством к-рых объяснялись все явления. Эпоха монотеизма - эпоха христианства. В средневековье Конт призывал искать образцы гармоничных отношений между гос-вом и религией. Метафизич. стадию (с 1300 по 1800 г.) Конт рассматривал как переходную, для к-рой характерно разрушение старых верований - фундамента обществ. порядка. Важнейшие события этой эпохи - Реформация, философия Просвещения, Французская революция. Им сопутствовало распространение "негативной" критич лософии, приведшей к упадку авторитетов. "метафизич. дух" этой эпохи санкционировал сообщения, моральную испорченность и политич. порядки. Об-во, погруженное в анархию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегрирующую роль. Такова, по Конту, философа позитивизма, знаменующая наступление третьей стадии - позитивной. Свидетельством вступления в последнюю позитивную эру является распространение наук рост их обществ. значения, развитие промышленности, гармонич. развитие всех элементов жизни при определяющем развитии морали позитивизма. Победа альтруизма над эгоизмом, рост соц. чувств, быстрое развитие материальной культуры, обеспечивающее справедливость и мир, - таковы основные черты контовской соц. утопии. Е.В. Осипом

Источник: Российская социологическая энциклопедия