ЗИМБАБВЕЗИНОВЬЕВ Александр Александрович

ЗИММЕЛЬ Георг

Найдено 6 определений термина ЗИММЕЛЬ Георг

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЗИММЕЛЬ (Simmel) Георг

1858-1918) - Нем. философ и социолог, основоположник социологии формальной (см.). Социология конституировалась у 3. прежде всего как метод вычленения во всей совокупности соц. явлений особенного ряда факторов - т.наз. форм обобществления, подобно тому как грамматика отделяет "чистые формы языка от содержания, в к-ром живы эти формы". За выявлением этих "чистых" форм следуют их упорядочение, систематизация, психология, обоснование и описание в историч. изменении и развитии. Наряду с "чистой социологией", представляющей собой теорию форм обобществления, в социологии 3. были представлены "социология. теория познания", т. е. учение о природе соц. фактов, и "соц. метафизика", представляющая собой по существу философию истории и культуры. В первой из этих дисциплин об-во тем тизировалось" как явление межиндивидуального взаимодействия, причем психич. процессы, явления, переживания рассматривались как "материя", содержание соц. процесса, а чистые формы - как элементы его структурирования. В этом же разделе зиммелевской социологии решались проблемы специфики соц. познания. Во второй дисциплине анализировалась содержательная эволюция форм соц. жизни людей. Соч.: Избранное. В 2-х т. М., 1996. Л.Г. Ионин.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ЗИММЕЛЬ ГЕОРГ

Simmel, Georg) (1858—1918) - немецкий социолог и философ, чьи произведения, отличающиеся пространственным изложением и элегантным стилем, а также блестящие лекции обеспечили ему место одного из влиятельных классических социологов, несмотря на отсутствие какого-либо влияния Маркса, Вебера или Дюркгейма. Зиммель представлял общество как "ткань интеракций" (см. Социация), был основателем формальной социологии, проведя различие между формой и содержанием в серийном анализе. Он полагал, что формальная социология имеет дело с универсальными повторяющимися (резюме и априори) "формами" социальной интеракции, исследующей специфические ее особенности — "содержания" — только в свете этих форм (см. Диада и триада; Новинок; Общительность). Кроме того, в его творчестве сохраняются сильные функционалистские и эволюционные нотки. Например, он расценивал социальную дифференциацию в качестве обеспечения "адаптации" (хотя иногда и в качестве дезорганизации). Главным образом, однако, Зиммель считал претензии на полностью унифицированную социологическую теорию, по крайней мере, преждевременными. Еврейское происхождение Зиммеля не позволяло ему достичь высокого академического положения, которое он несомненно заслуживал. Но его работы были весьма влиятельны. После его смерти их продолжили чикагские социологи Парк и Берджесс, оказав влияние на направление работы Чикагской школы. Идеи Зиммеля нашли отражение в творчестве Гофмана, с которым имеется сходство в презентационном стиле, в методе, и относительно теории конфликта Л. Козера (Козер, 1956, 1965). Работы Козера о "функциях социального конфликта" также подчеркивают постоянную особенность социологии Зиммеля — акцент на дуальности, содержащейся во многих социальных формах. Зиммель написал более 30 книг. Собрания его многочисленных очерков и фрагментов книг, особенно "Социология Георга Зиммеля" (Вольф, 1950), "Конфликт и ткань присоединения к группе" (Зиммель, 1955), послужили основой углубленного исследования денег — "Философия денег" (1978). Его произведения о формах досуга и городской жизни предвосхитили многие особенности современной социальной жизни — постоянное изменение и фрагментацию — и выделены в теориях постмодерна. Недавно состоявшаяся дискуссия о творчестве Зиммеля освещается Фрисби в "Социологическом импрессионизме: переоценка социальной теории Георга Зиммеля" (1981).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

Зиммель, Георг

1858-1918) - немецкий мыслитель, классик мировой социологии. Зиммель родился в семье преуспевающего торговца, которая рано оказалась в стесненных обстоятельствах. Учился Зиммель в Берлинском университете, среди его учителей были М.Лацарус и Х.Штейнталь. За время своей творческой деятельности Зиммель прошел сложную идейную эволюцию: от натуралистического позитивизма, влияния И.Канта и К.Маркса до проблем философии жизни и проблем философии культуры. Зиммель опубликовал огромное количество книг и статей, посвященных разнообразнейшим проблемам (философии моды, роли денег во взаимоотношении полов, спиритизму, духовной жизни больших городов и т.д.). Современников раздражала маргинальность Зиммеля (бедность и еврейство при мировой известности, отсутствие выраженных политических симпатий, эпатажный привкус предмета его исследования - социология, интерес к миру художественных салонов), а также эссеистский характер большинства его работ, в которых отсутствует концепция общества в целом, но есть разорванность, отрывочность рисуемых образов социального мира. Обосновывая необходимость социологии как особой дисциплины, Зиммель полагает, что специфика ее должна состоять в вычленении чистых форм социального взаимодействия. Разработка понятий “форма” и “содержание” социального взаимодействия привела Зиммеля к каталогизации этих форм, к определению принципов их вычленения. Уникальной чертой социологии Зиммеля является его обращение к исследованию форм "отто-ргнутых" от общего контекста социальности ("бедняк", "чужак"). В отличие от Дюркгейма и Тенниса Зиммель считал, что социальность есть и в конфликте, борьбе, что конфликт вообще присутствует в любой форме взаимодействия, что роль его во многих случаях благотворна для социального развития. Содержательная сторона концепции Зиммеля прямо связана с его методологическим подходом. История общества - история нарастающей интеллектуализации (рационализации) и углубления влияния принципов денежного хозяйства. Социальную функцию денег и интеллекта Зиммель видел в сообщении объективности всему, с чем они имеют дело, что ведет к глубоким противоречиям капиталистической цивилизации, деградации культурных норм, конфликту между уникальностью личности и культурными формами. Зиммеля по праву можно считать основоположником интеракционизма, т.к. сущность всех социальных явлений он видел в контакте и взаимном влиянии. Многие его идеи получили дальнейшее развитие как в европейской социологии, так и в американской.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История западной социологии: биографический справочник

Зиммель Георг

1858—1918) - немецкий социолог и философ, чьи произведения, отличающиеся пространственным изложением и элегантным стилем, а также блестящие лекции обеспечили ему место одного из влиятельных классических социологов, несмотря на отсутствие какого-либо влияния Маркса, Вебера или Дюркгейма. Окончил философский факультет Берлинского университета. С 1901 - экстраординарный профессор Берлинского, лишь с 1914 - профессор Страсбургского университетов (в 1908 М. Вебер предлагал З. на должность профессора в Гейдельберге, но министерство было против; в 1915 Риккерт пытался пригласить его в Гейдельберг, но вновь тщетно. Зиммель представлял общество как «ткань интеракций», был основателем формальной социологии, проведя различие между формой и содержанием в серийном анализе. Он полагал, что формальная социология имеет дело с универсальными повторяющимися (резюме и априори) «формами» социальной интеракции, исследующей специфические ее особенности - «содержания» - только в свете этих форм. Кроме того, в его творчестве сохраняются сильные функционалистские и эволюционные нотки. Например, он расценивал социальную дифференциацию в качестве обеспечения «адаптации» (хотя иногда и в качестве дезорганизации). Однако, З. считал претензии на полностью унифицированную социологическую теорию, по крайней мере, преждевременными. З. приложил многие из идей Тенниса к городской среде в своем известном труде «Метрополис и ментальная жизнь» (1903). К числу уникальных достижений города З. относит интенсификацию «nervous stimulis» — психологических воздействий на человека. В отличие от сельских поселений, где жизнь течет более плавно и традиционно, город бомбардирует индивида всевозможными знаками, звуками и запахами. Все это приучает индивида к большей восприимчивости и одновременно с этим притуплению восприятия. Этот процесс делает горожан более интеллектуально и психологически богатыми, нежели чем селяне. Результат процесса в большей рациональности и расчетливости горожан. Особую, ни с чем не сравнимую, роль в городе играют часы и деньги. З. пишет о том, как сложно даже представить, что может произойти в случае, если хотя бы один час в Берлине перестанут ходить все часы. Это неминуемо приведет к катаклизмам различного толка. Невозможно себе представить город без денег, как универсального средства обмена в эпоху всеобщего разделения труда. И несмотря на то, что в «городе-джунглях» потенциально высока угроза различного рода психических расстройств, самоубийств, бродяжничества и бездомности, город, тем не менее, дает потенциальную возможность высвобождения, позволяет индивиду избежать жесткого социального контроля в выражении собственной индивидуальности и творчестве. Еврейское происхождение Зиммеля не позволяло ему достичь высокого академического положения, которое он несомненно заслуживал. Но его работы были весьма влиятельны. После его смерти их продолжили чикагские социологи Парк и Берджесс, оказав влияние на направление работы Чикагской школы. Его произведения о формах досуга и городской жизни предвосхитили многие особенности современной социальной жизни - постоянное изменение и фрагментацию - и выделены в теориях постмодерна.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по модулю «Город как социальная система»

ЗИММЕЛЬ Георг

SIMMEL Georg) (1858-1918) Немецкий профессор философии, автор множества работ по эстетике, эпистемологии, философии истории и социологии. Взгляды Зиммеля формировались в противостоянии как структурной социологии, представленной, например О. Контом, так и немецкой традиции Geisteswissenschaften, согласно которой социальные и исторические события должны рассматриваться как уникальные и не поддающиеся обобщению. Подход Зиммеля заключался в рассмотрении общества как сети взаимодействий между людьми. Взаимодействию Зиммель придавал решающее значение. Например, анализируя власть, он утверждал, что власть имущие не могут осуществлять ее без участия в этом подчиненных; власть, таким образом, есть взаимодействие. С его точки зрения, если и существуют определенные социальные структуры, такие, как семья, то их следует рассматривать лишь как кристаллизации взаимодействий между индивидами. В качестве метода анализа человеческих взаимодействий Зиммель предлагал использовать формальную социологию. Он утверждал, что можно отделить форму взаимодействия от его содержания и показать, что внешне совершенно разные и имеющие различное содержание взаимодействия могут иметь одну и ту же форму. Примером этого (сам Зиммель не использовал этот пример) могут быть отношения между писателем и аристократом в Англии XVIII в. и отношения между крестьянином и помещиком в Латинской Америке ХХ в., которые являются, казалось бы, различными видами взаимодействия. Однако они имеют одну и ту же форму, поскольку и те, и другие суть отношения патронажа. Примерами форм, исследовавшихся Зиммелем, являются конкуренция, разделение труда, превосходство и подчинение. В контексте формальной социологии Зиммель был особенно увлечен числами. Например, он утверждал, что социальные ситуации с участием двух или трех сторон имеют одни и те же формальные характеристики независимо от того, являются эти стороны людьми или нациями-государствами. Такое сходство формы означает, что определенные свойства отношений проявляются в самых различных ситуациях. Например, возможности, открытые для трех наций-государств, как и их последующее поведение, во многом являются теми же, что и в случае с тремя людьми. Еще одной сферой, в которой Зиммель применял свой метод формальной социологии, был анализ социальных типов. Он утверждал, что в разных обществах в разное время возникают определенные социальные типы, такие, например, как тип «постороннего», при этом поведение постороннего и поведение других людей по отношению к нему оказываются в этих различных социальных ситуациях весьма сходными. Комментаторы творчества Зиммеля обращают внимание в первую очередь на его метод формальной социологии, анализ социального взаимодействия и его взгляды относительно функций социального конфликта и конкуренции. Однако Зиммель занимался также исследованием социального развития, сосредоточиваясь на социальной дифференциации и возникновении денежной экономики. Перевод на английский язык его «Философии денег» (Simmel, 1900), в которой помимо всего прочего представлена альтернатива марксистской трудовой теории стоимости, вызвал рост интереса к его работам. Эволюция экономического обмена от бартера до бумажных денег и кредита представляет собой рационализацию повседневной жизни. Такого рода экономическая квантификация социального взаимодействия, его перевод в количественное измерение, является еще одним примером отделения формы социальной жизни от ее содержания. Анализ денег Зиммеля является феноменологической альтернативой марксистским экономическим категориям. В числе основных работ Зиммеля, переведенных на английский язык, — «Проблемы философии истории» (1892), а также два сборника его эссе: «Социология Георга Зиммеля» (Wolff, ed. 1950) и «Конфликт и сеть групповых связей» (1955). Хотя некоторые идеи Зиммеля были подхвачены социологами более позднего времени, в целом его наследие осталось невостребованным. Такого рода невнимание к Зиммелю может быть связано, в частности, с тем фактом, что он никогда не пытался систематизировать свои идеи подобно Марксу, Веберу и Дюркгейму. См. также: Конфликта теория; Неокантианство. Лит.: Frisby (1981; 1984)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь

ЗИММЕЛЬ (Simmel) Георг

1858-1918) - немецкий социолог и философ, культуролог. Основоположник формальной школы в социологии, представитель поздней философии жизни. Окончил философский факультет Берлинского университета. С 1901 - экстраординарный профессор Берлинского, лишь с 1914 - профессор Страсбургского университетов (в 1908 М. Вебер предлагал З. на должность профессора в Гейдельберге, но министерство было против; в 1915 Риккерт пытался пригласить его в Гейдельберг, но вновь тщетно). В разные периоды жизни З. испытал влияние идей Э. Кассирера и А. Бергсона. В круг его общения входили также Э. Трельч, С. Георге, П. Эрнст, Р.М. Рильке и мн. другие. У него учились Блох и Лукач , его влияние испытали Визе , А. Фиркард, Плеснер . А. Смолл и Р. Парк много сделали для распространения его идей в Америке, а Хоманс и Козер видели в нем своего предтечу. При жизни получили известность прежде всего его социологические идеи, но вскоре и они во многом были забыты.

Осознание значимости З. как философа произошло значительно позже, чему способствовало (кроме всего прочего) и его самоопределение как социолога. В последнее время наблюдается ренессанс его и социологических, и культурологических идей. З. перестает восприниматься "забытым" социологом (философом): наследие З. обширно, но сложно поддается тематизации и дисциплинарной рубрикации, что во многом связано и со спецификой его эссеистического стиля письма. Автор многочисленных работ (30 книг, 25 из которых было опубликовано при жизни): "Социальная дифференциация" (1890); "Введение в моральную науку" (1892-1893); "Философия денег" (1900); "Кант" (1904); "Социология" (1908); "Основные проблемы философии" (1910); "Философская культура" (1911); "Рембрант" (1916); "Созерцание жизни" (1918) и др.

Не проста творческая эволюция З. Выделяют, как правило, три этапа развития его идей: ранний социологический, который в целом можно охарактеризовать как натуралистический; неокантианский - период философского обоснования его концепции социологии; период философии жизни (в основном философский). Иногда указывается возможность перехода к четвертой фазе творчества (философии и социологии действия), наметившийся в 1917. Однако представляется возможным и целостный взгляд на его наследие, пронизанное сквозными темами формы, жизни и культуры, отмеченное переплетением философского, социологического и культурологического ракурсов подхода к большинству анализируемых проблем. Из тезиса о ценностях как находящихся по ту сторону каузальности, З. продуцировал идею деятельности гуманитария как "трансцендентального формотворчества", осуществляющегося личностью с ее априорно заданным способом видения. Формы видения организуют различные возможные "миры" культуры (религия, искусство, философия, наука и др.), со своей внутренней уникальной "логикой". В третий период творчества З. переинтерпретировал этот круг идей, исходя из тезиса о жизни как реализуемой в самоограничении посредством ею же самою создаваемых форм. Если на витальном уровне граница жизни полагается смертью, которую первая несет в себе самой (чем индивидуальнее человеческая личность, тем больше умирает вместе с индивидом, который оказывается более "способным к смерти"), то на более высоком уровне жизнь превозмогает себя саму, порождая формы культуры. Жизнь "трансцендирует" в "повороте оси" свой собственный процесс, вычленяя из себя содержание "большее, чем жизнь", становясь "более жизнью". Формы, будучи порождены жизнью, противостоят ей в ее изменчивости как устойчивые образования, стремясь к максимальной собственной автономии. Со временем порожденные жизнью формы начинают, окостеневая, "давить" жизнь, которая стремится их, несмотря на инерциональность и сопротивление последних, заменить другими, более адекватными формами. Таким образом, культура постоянно "культивирует", пролагая "путь души к себе самой". Этот бесконечный процесс смены форм порождает постоянные конфликты (идея, подхваченная и развитая Козером в социологии конфликта) и антиномичность содержания и формы, субъективности и объективности, духа и души (а в конечном счете - культуры и жизни). Неизбывность конфликтов и антиномий порождает "трагедию культуры". Однако конфликты обеспечивают и новые формы единения людей. В качестве характеристики современного общества З. отмечает борьбу жизни против принципа формы как такового, т.е. против культуры вообще. Давление форм развитой "современной культуры" отчуждает человека от жизни, и единственным средством регуляции поведения оказывается индивидуальный поиск личностной идентичности и ее выражение в субъективной культуре. Дух, опредметившись, начинает противостоять душе. Противостоять этому можно только через взращивание индивидуальной жизни на основе "индивидуального" нравственного закона.

Таким образом, если у Маркса человек отчуждается от "родовой сущности", возврат к которой возможен только через устранение отчуждения, то З. переворачивает отношение - отчуждение создает соответствующего времени человека, способствует его индивидуализации. В своей версии формальной социологии З. - в отличие от Визе или Тенниса - не делал радикального шага к абсолютизации принципа формы перед содержанием, а наоборот, пытался "согласовать" их как универсальный способ воплощения с изменчивостью целей, мотивов и побуждений, образующих "содержание" (и более того, оспаривал в конце жизни сам принцип формы). Отсюда наличие у З. наряду с "чистой" социологией, задачами которой является типология и анализ форм, "философской" социологии, прослеживающей исторические судьбы этих форм в их социокультурной конкретике, т.е. их инверсии. Кроме того, им выделялась "общая" социология, занимающаяся конкретикой данности.

Общество понимается З. как совокупность форм, организующих социальную жизнь, и как совокупность складывающихся связей людей. Оно характеризует взаимодействие людей прежде всего в аспекте оказываемых взаимовлияний и взаимоопределений, выражает их обобществленное бытие как форм, в которых индивиды на основе пересекающихся и совпадающих интересов образуют некоторые единства. Последние и являются собственно предметом социологии. Бытие - обществом (а не общество как объемлющая форма, которую З. в конечном итоге исключает из своего анализа), ориентирует на взаимоотношение индивидов. Однако поскольку индивидуальное недоступно "понятию", постольку необходимо выявление априорных форм созерцания, вводящих представления о типической значимости и сопряженности с другими. Отсюда концепция понимания З., предполагающая "наложение" понимания мотивов и объективных значений, выкристаллизовывающихся через воссоздание в себе актов, позволяющих "войти в душу" другого, т.е. актов трансцендирования за собственные пределы. Понимание как отношение одного духа к другому - основное событие человеческой жизни, постоянно дополняемое актами самосознания, обеспечивающими знание себя как другого. Схватывая в понимании другого как тип, мы сами индивидуализируем его, приписывая ему уникальные свойства, часто не имеющие ничего общего с действительностью. Тем самым мы никогда не редуцируем полностью индивидуальное к социальному как типизированному, но без него не можем "понять" это индивидуальное. В самосознании же мы пытаемся типизировать собственную уникальную индивидуальность. История разворачивается как закономерность, отмечает З., но это закономерности индивидуального ("случая", "судьбы"), внутри сложившихся форм или в их смене. Человек существует в нескольких культурных мирах, он задается (определяется) ими, но и ни каким-либо одним из них. В рефлексии понимающий субъект движется между мирами, но сохраняет их противоположенности как разные возможности, научаясь обращаться с ними. Проблему здесь, по З., надо скорее видеть, чем разрешать. Сам З. в совершенстве владел этим искусством, что дало основание Хабермасу оценить З. как непревзойденного "диагноста", увидевшего в начале 20 в. проблемы, с которыми человечество продолжает сталкиваться и в конце прошлого века.

В.Л. Абушенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме ЗИММЕЛЬ Георг — 0

Найдено научныех статей по теме ЗИММЕЛЬ Георг — 0

Найдено книг по теме ЗИММЕЛЬ Георг — 0

Найдено презентаций по теме ЗИММЕЛЬ Георг — 0

Найдено рефератов по теме ЗИММЕЛЬ Георг — 0