БАХТИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Бахтин Михаил Михайлович
русский философ, теоретик культуры постмодерна. Представители постмодернизма часто обращаются к его концепции карнавала, интерпретирующей разрывы в динамике социальных и временных реалий через призму народной смеховой культуры в её амбивалентности и артикуляции телесности. Особый интерес ныне вызывают его идеи о нелинейности времени, сложной динамики смыслов текстов в различных культурах, прочтение которых сопровождается эффектом гротеска. - Соч.: Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М., 2000; Эстетика словесного творчества. М., 1978; Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965. Литература: Бахтин Михаил Михайлович; Карнавал. - Постмодернизм. Энциклопедия. Мн., 2001.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

БАХТИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

Bakhtin, Mikhail) (1895-1975) - русский мыслитель, чьи идеи о характере диалога оказали огромное влияние на целый ряд областей, включая теорию литературы, социальную теорию, антропологию, лингвистику и психологию. Центральным в теории Бахтина (например, Бахтин "Речевые жанры и другие поздние сочинения", 1986) является понятие голоса как уникального средства разговора в физической природе и человеческом обществе. И, следовательно, слово в житейском контексте выступает в качестве социокультуры, передавая умственные и значимые системы говорящего. Бахтин утверждал, что СОССЮР игнорировал жанры и тем самым упускал многое из существенной деятельности языка. Направленный характер речи означает также, что какое-либо изречение предполагает диалоговое взаимодействие между голосом говорящего и голосом адресата, для которого изречение предназначено. Значение идей Бахтина для социологии состоит в их причастности к социокультурной ситуационности изречения на повседневном языке и к вопросу о том, может ли кто-либо назвать "собственным" изречение, высказанное своим голосом. В центре его внимания находится "полифонический" и динамический характер языка в рукописях о популярной культуре, особенно о карнавале ("Рабле и его Мир", 1969), которые недавно вызвали интерес в социологии. Он показывает, что исторически карнавал является местом "амбивалентности." (например, поклонению смерти и "унижениям" тела, подобно испражнению и спариванию), а также источником контркультуры по отношению к более высоким ее формам.

Источник: Большой толковый социологический словарь