БАКУНИН Михаил Александрович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1814–1876). Русский мыслитель и революционер. Разрабатывал анархическую версию народничества. По его мнению, разумная трудовая деятельность переводит людей из сферы биологического в сферу общественного. Человек, повинуясь законам природы, сам творит социальную деятельность. Считал целью социального прогресса постоянное приращение свободы личности. Главный угнетатель человечества, по его мнению, — государство, созданное меньшинством для господства над большинством. Считал религию препятствием на пути движения человека к свободе. По его мнению, для обретения счастья необходима ликвидация религии и государства как институтов и принципа власти как такового. Утопическим идеалом Б. являлась созданная исключительно “снизу вверх” свободная федерация земледельческих и ремесленно-фабричных ассоциаций. Ее прообразом он видел общинную артель с идеей “права на землю” и “социалистическим инстинктом”. Наиболее известные работы: “Кнуто-германская империя и социальная революция” (1871), “Государственность и анархия” (1873).

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

БАКУНИН Михаил Александрович (1814- 1876)
русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма. Начало цивилизации связывает с познанием естественных законов природы, в соответствии с к-рыми человек осуществляет трудовую деятельность. В подчинении естественным законам - единственное ограничение свободы человека, к-рая, как и воля, ничему больше не подчиняется. Цель и критерий прогресса, по Б., - постоянное возрастание свободы личности, поэтому прогрессивны любые действия, расчищающие путь этой свободе. Об-во Б. рассматривал как "соц. тело", обладающее определенной "структурой" (классы), также развивающееся в соответствии с естественными законами. Социология - наука о законах, "управляющих развитием человеческого об-ва", в ней Б. видел венец позитивной философии, в к-рую включена "вся наука о человечестве и мире" - антропология, психология, логика, мораль, соц. экономика, политика, эстетика, теология и метафизика. Об-ву как высшей ступени развития мира Б. противопоставляет гос-во, созданное, как он считает, богатым меньшинством для господства над большинством. Любое гос-во обрекает это большинство на нищету и угнетение, выступает как сила для завоевания др. народов; более того, всякая власть опасна, развращая как подчиненных, так и правителей. Поэтому центральной теоретич. проблемой социологии (и центральной проблемой практики революционной борьбы), утверждает он, является проблема уничтожения гос-ва как силы, подавляющей свободу личности. Возможность уничтожить основные препятствия на пути свободы - гос-во и религию, освящающую власть, - Б. видел в присущей человеку способности мыслить и потребности бороться: разум преодолеет религию, а бунт разрушит гос-во. Лит.: Философия. Социология. Политика. М., 1989. А.И.Черных

Источник: Российская социологическая энциклопедия

БАКУНИН Михаил Александрович
1814-1876) - русский мыслитель, революционер, идеолог и теоретик анархической версии народничества. В 1828-1833 учился в Петербургском военном училище. В 1836 вышел в отставку и поселился в Москве. Увлекся философией Г.Гегеля, которую определял как синтетическую систему, преодолевшую крайности идеализма и эмпиризма, разрыв бесконечного и конечного, духа и материи, а также примирявшую человека с действительностью. Б. истолковывал действительность как вечную божественную жизнь, волю и деятельность духа. Всеообщее должно быть реализовано в жизни личности, проникнутой любовью. Соответственно, познание призвано объяснить "тайну" этой реализации. В свою очередь, единичное самосознание, по мнению Б., движется "всеобщей сущностью". Мысль должна перейти из теории в "действительность". В 1840 выехал в Берлин для продолжения образования. Познакомился с А.Руге, В. Вейтлингом, Марксом , что способствовало переходу Б. в лагерь левых гегельянцев и увлечению политической проблематикой, а затем и революционизации его мышления. Б. становится профессиональным революционером-эмигрантом. Принял активное участие в революционных событиях 1848-1849 в Париже, Праге, Дрездене. В 1849 арестован и приговорен к смертной казни. В 1851 Б. выдают в Россию как опасного государственного преступника. Отбывал наказание в Петропавловской, затем (с 1854) - в Шлиссельбургской крепости. После смерти Николая I выслан в Сибирь на вечное поселение. В 1861 бежал из ссылки через Японию в Америку, затем перебрался в Лондон, где сотрудничал с Герценом. С середины 1860-х занялся разработкой анархической доктрины. С 1868 - член I Интернационала, из которого исключен в 1872 на Гаагском конгрессе. В эти годы Б. являлся одним из основных оппонентов Маркса. После поражения Парижской коммуны отошел от активной политической деятельности. Основные сочинения: "Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика" (1838), "О философии" (1840), "Реакция в Германии" (1842), "Кнуто-Германская империя и социальная революция" (1871), "Государственность и анархия" (1873), "Федерализм, социализм и антитеологизм" (не закончена), "Бог и государство" (не закончена), "Исповедь" (написана в заключении) и др.
Во второй период своего творчества Б. предложил анархическую версию философии действия, построенную на отрицании всего существующего порядка. В марксизме Б. видел главным образом "материализм экономический", игнорирующий социальные инстинкты человека. Разумная трудовая деятельность людей переводит их, по Б., из сферы биологического в сферу общественного. Как часть природы, человек должен повиноваться ее законам, но социальную действительность люди творят сами. Цель социального прогресса и его базовый критерий - постоянное приращение свободы личности. Главный угнетатель человечества - государство , созданное меньшинством для господства над большинством. Государство, по мнению Б., - антипод гражданского общества. Власть опирается на фикцию Бога. В своей идейной эволюции Б. проделал путь от имманентной "новой религии" (религии жизни и деятельности, иначе - "дела"), в которой борются откровение и рассудок, между которыми действует мысль, преобразующая рассудок в разум, до полного отрицания религии и дискредитации ее как социального института и культурного феномена. "Если Бог существует, то у человека нет свободы, он - раб; но если человек может и должен быть свободен, то, значит, Бога нет". Отсюда, религия - второе основное препятствие в движении человека к свободе. В конечном итоге, Б. стал трактовать религию как вид "коллективного сумасшествия", а церковь - как разновидность "небесного кабака". Для обретения счастья необходима ликвидация религии и государства как института и принципа власти как такового. По Б., власть обладает уникальным свойством развращать всех независимо от классовой принадлежности. Любые правительство и парламент, сформированные из рабочих, трансформируются в угнетателей и эксплуататоров. Всякая форма легитимного политического поведения, по мнению Б., лишь укрепляет государственную власть. Уничтожить ее может лишь стихийный бунт. Революция, согласно Б., "закроет кабаки и церкви, развращающие душу и тело призрачными радостями". Разум преодолеет религию, а бунт разрушит государство, как главные препятствия на пути свободы. Антиавторитарные формы жизни Б. трактовал как неизбежное будущее человечества. Идеал Б. - созданная исключительно "снизу вверх" свободная федерация земледельческих и ремесленно-фабричных ассоциаций - был явно утопичен. В России Б. абсолютизировал социальный потенциал общинной артели с ее идеей "права на землю" и "социалистическим инстинктом". Полагал, что русскому народу присущи "наивное чувство братства" и "любовь к огню". Пожар из России призван, по Б., уничтожить мировую цивилизацию буржуазного типа и заменить ее свободным союзом народов на основаниях автономии и федерализма.
В.Л. Абушенко, А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

Похожие термины:

  • БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1814–1876)

    Русский мыслитель и революционер. Разрабатывал анархическую версию народничества. По его мнению, разумная трудовая деятельность переводит людей из сферы биологического в сферу общественного. Че