БАТАЙ Жорж

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Батай Жорж
французский социальный теоретик, чьи подходы к исследованию реализации субъективности в «пограничных ситуациях», анализ иррационального в социальной жизни используются представителями социологического постмодернизма. Он один из первых использовал понятие симулякр, дав ему оригинальную интерпретацию. – Соч.: Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997; Теория религии. М., 2000; Проклятая доля. М., 2003. - Литература: Батай Жорж // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн., 2001.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

БАТАЙ Жорж
Bataille, George) (1897-1962) Французский философ и социолог, критиковавший основания экономической науки, в частности, сосредоточенность на производстве и экономии и положение о том, что в связи с нехваткой ресурсов человеческие существа стараются рационально и, вместе с тем, эгоистично удовлетворять свои потребности. В противоположность этому Батай в «Проклятой доле» (Bataille, 1976) пытается развивать «социологию изобилия» и предлагает альтернативную точку зрения в духе Дюркгейма, согласно которой люди радостно истребляют богатство в оргии потребления. Социальная солидарность рассматривается им как результат коллективных ритуалов, препятствующих возникновению классового общества. В поиске примеров, подтверждающих его взгляды, Батай обращается к жертвоприношениям ацтеков и потлач-церемониям коренных народов северо-западного побережья Америки. Одна из главных тем Батая — отношение между смертью и эротизмом («Эротизм», 1962). Его интерес к последнему был связан с более ранним исследованием доисторического искусства (1955). Как смерть, так и эротизм предполагают «прекращаемость» (discontinuity), которая является основой человеческих страданий. В своем исследовании сакрального («Теория религии», 1988) Батай в целом следует веберовской трактовке христианства как легитимации индивидуализированной этики работы и обладания частной собственностью. Работы Батая критиковались антропологами как фактически неточные в свете более поздних этнографических исследований, осуществлявшихся, в частности, в рамках культурного материализма 1960-х гг. Вместе с тем признается, что его идеи способствовали развитию постструктурализма и оказали непосредственное влияние на М. Фуко, Ж. Бодрийара и Ю. Кристеву. Его подход отличался сложностью и, вместе с тем, целостностью: он пытался разработать теорию, которая охватывала бы литературу, экономическую науку, социологию и философию. Батай основал также «Critique», французский радикально ориентированный журнал, и Социологический колледж (College de Sociologie), ставший своего рода площадкой для теорий авангардных интеллектуалов и представителей социальной науки. См. также: Леви-Стросс; Рационального выбора теория. Лит.: Richardson (1994)

Источник: Социологический словарь

БАТАЙ (Bataille) Жорж
1897-1962) - французский философ, писатель, социолог, экономист, публицист, этнограф, искусствовед, поэт. По характеристике М.Хайдеггера - "самый светлый ум во Франции". В 1901-1913 учился в лицее в Реймсе. В 1914 принял католичество. В 1915 окончил колледж д’Эперней, в 1918 поступил в Эколь де Шарт в Париже, где в 1922 защитил дипломную работу "Рыцарский орден, стихотворная повесть 13 в." и получил квалификацию архивиста-палеографа. В 1922 поступил на службу в парижскую Национальную библиотеку, где проработал до 1942. В начале 1920-х в Париже общался с Л.Шестовым; под его влиянием начал читать Ф.Достоевского, С.Кьеркегора, Б.Паскаля, Пла-тона, принял участие в переводе на французский язык книги Шестова "Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше" (1925). Кроме этих мыслителей, Б. интересовали Ф.Ницше, З.Фрейд , де Сад, позже - Г.Гегель и Маркс ; стержнем его концепции стало гегельянство, переосмысленное с позиций ницшеанства и психоанализа. В 1931 вступил в Демократический коммунистический кружок (кружок распался в 1934). Опубликовал ряд статей в журнале "Социальная критика": "Критика основ гегелевской диалектики" (совместно с Р.Кено, 1932; в статье проводилась мысль о необходимости обогащения марксистской диалектики за счет включения в нее психоанализа Фрейда и социологии Мосса - и Дюркгейма - ); "Проблема государства" (1933; полемика против революционного оптимизма, фашистского тоталитарного государства и диктатуры социализма); "Психологическая структура фашизма". Первым во Франции Б. применил психоаналитические методы к анализу политических проблем. С 1931 участвовал в семинаре А.Койре в Школе высших исследований, а в 1934-1939 - в семинаре Кожева, где в сотрудничестве с Р.Кено, Ароном , М.Мерло-Понти, Э.Вейлем, А.Бретоном и другими работал над переводом и комментариями к гегелевской "Феноменологии духа". В 1935 принимал участие в работе исследовательской группы, организованной Лаканом . В 1935 стал одним из инициаторов движения "Контратака" (движение распалось в 1936), объединившего левых интеллектуалов различных творческих ориентаций. Основными лозунгами движения были антинационализм, антикапитализм, антипарламентаризм, основной целью провозглашалась замена мифологии фашизма мифами моральной и сексуальной революции. Основными идейными источниками "Контратаки" были сочинения де Сада, Ш.Фурье, Ницше. В этот период Б. обвинили в профашистских настроениях, поскольку в одном из составленных ими документов "недипломатическая грубость" Гитлера трактовалась как позитивная альтернатива "слюнтяйству" французских политиков и дипломатов. С 1936 Б. начал организацию тайного общества "Асефаль" (и одновременно журнала с тем же названием). Первый номер журнала вышел в 1936, общество было создано в 1937 [его членом, в частности, стал Клоссовски ; одним из правил общества было не подавать руки антисемитам].
В 1937 Б. стал одним из организаторов социологического колледжа, одной из задач которого была разработка социологии "сакрального", способной дополнить марксистский социальный анализ исследованием иррациональных фактов социальной жизни. В тот же период Б. организует Общество коллективной психологии, нацеленное на изучение роли психологических, в том числе бессознательных, факторов в социальной жизни. На первый план для Б. выдвинулись проблемы смерти как основы социальных отношений (по мысли Б., смерть - "эмоциональный элемент, придающий безусловное значение совместному существованию"), вины, греха, зла, внутреннего опыта. В 1946 по инициативе Б. началось издание журнала "Критика", где он опубликовал статьи "Моральный смысл социологии", "Тайна Сада", "О рассказах жителей Хиросимы", "Переход от животного к человеку и рождение искусства", "Коммунизм и сталинизм", "Сад (1740-1814)" и др. В 1952 Б. был награжден орденом Почетного легиона.
Основные сочинения: "Внутренний опыт" (1943), "Виновный" (1944), "О Ницше" (1945), "Метод медитации" (1947), "Теория религии" (1948), "Проклятая доля" (1949), "Литература и зло" (1957), "Эротизм" (1957), "Слезы Эроса" (1961), "Сумма атеологии" (1972) и др. Объектами пристального внимания Б. становились: Бергсон, Ницше, З.Фрейд, Л.Шестов, С.Кьеркегор, Ф.Достоевский, Б.Паскаль, Платон, Маркс, Г.Гегель, Клоссовски, М.Бланшо.
В общих чертах взгляды Б. сводятся к осмыслению опыта "абсолютной негативности", преодолевающего опосредованность в любых ее формах (исторической, феноменологической, трансцендентальной) в противостоянии непосредственной реальности смерти. Б. последовательно вырабатывает философскую, литературную, экономическую стратегии достижения и преодоления пределов мышления и чувственности. Адекватное выражение Б. опыта "невозможного" в мистицизме, эротизме и т.п. преследует цель предельной интенсификации языка с целью устранения дистанции-различия между внешним контролем и внутренним опытом. Наиболее важными у Б. в этом контексте становятся заимствованные у Гегеля понятия "суверенности" и "трансгрессии". ("Господин" в гегелевской трактовке, по версии Б., - это тот, кто неизбывно рискует собственной жизнью.) "Суверенность" у Б. символизирует верховную власть и высшую независимость субъекта, т.е. "чистую позитивность", предшествующую всякому представлению. Это состояние, в котором индивид может находиться всю свою жизнь или одно мгновение, и одновременно качество, которым он может быть наделен в стремлении преодолеть любые ограничения своей автономии.
В своем оригинальном понимании "трансгрессии" Б. исходит из предпосылок о конвенциальности всех человеческих установлений как результата "общественного договора" и о естественном, "органически" присущем каждому индивиду стремлении к собственной "суверенности", которая никогда не достигается в рамках социальных ограничений. Экстремальность форм реализации субъективности в "пограничных ситуациях" (насилие, экстаз, безумие, смерть) обосновывается и оправдывается Б. в контексте следования принципам расчета и выгоды, экономического обмена действия на удовольствие. При этом, согласно Б., индивидуальное "постановочное движение" суверенной мысли отвергает конформизм, гарантирующий "длительность" жизни, и стремится к конфликтам и рискам, придающим ей необходимую "интенсивность", тем самым восстанавливая существенную ипостась самого субъекта. В случае же консервации этого "отверженного фрагмента" последний может стать основанием построения общества и первоначальным капиталом для развития экономики и религии. Эти сферы ориентированы на сохранение субординации жизненных функций индивидуального организма и поэтому контролируют исполнение индивидом целей рода, первичных по отношению к потребностям его самого. Б. отождествляет "суверенность" и "трансгрессию" вплоть до реабилитации самого статуса субъективности. Наилучшей же сферой воплощения этой радикальной позиции выступает для Б. не социальный активизм, а литературное творчество.
Согласно Б., настоящая литература первой подвергает сомнению принципы регулярности и осторожности; она подобна Прометею и осмеливается сделать то, что противоречит основным законам общества. Эта тенденция характерна и для самого Б., который насыщает свое письмо предельной степенью "революционности", тем самым нарушая "правила игры" как по отношению к интеллектуальной оппозиции, так и к официальной идеологии.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
343.26 кб

Жорж Батай - философ-вне-себя

Дорофеев Д. Ю.
В статье анализируется «парадоксальная философия» современного французского мыслителя.
Читать PDF
329.27 кб

Жорж Батай: опыт бытия как критика онтологии

Евстропов Максим Николаевич
Творчество французского писателя и мыслителя Жоржа Батая (1897-1962) представляет собой пробу радикальной критики «смысла».
Читать PDF
71.97 кб

Лев Шестов и Жорж Батай о природе философского незнания

Ворожихина Ксения Владимировна
На протяжении двух лет Лев Шестов был наставником Жоржа Батая в чтении философской литературы и тем самым оказал воздействие на него как на мыслителя.