БЕНТАМ ИЕРЕМИЯ
БЕНТАМ ИЕРЕМИЯ
(1748-1832) известный английский социолог, политолог, правовед. Основатель теории утилитаризма, сторонник либерализма, решительный противник концепции естественного права. Тезис о подчинении общественных отношений "принципу полезности" обосновывает отождествление интересов личности с интересами общества. Последние рассматривались как простая совокупность индивидуальных интересов. Именно забота каждого только о самом себе позволяет, с точки зрения Бентама Иеремии, достичь "наибольшего счастья наибольшего-числа людей". Бентам Иеремия был сторонником расширения прав и свобод торговли.
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
БЕНТАМ ИЕРЕМИЯ
Bentham, Jeremy) (1748—1832) — английский правоведческий, политический и социальный теоретик, а также социальный реформатор, один из основателей современного философского утилитаризма. Как теоретик права Бентам оспаривал адекватность традиции общего права и был еще более критически настроен в отношении концепций естественного права (см. Естественные права и естественное право), которые называл "нонсенс на ходулях". Вместо них он защищал законодательство и общую кодификацию законов, а также правовой позитивизм. Интерес к тюремной реформе также привел его к выдвижению проектов современной тюрьмы — см. Паноптикум.
Источник: Большой толковый социологический словарь
БЕНТАМ Иеремия
(15.02.1748, Лондон— 06.06.1832, там же) — англ. правовед и моралист, теоретический основоположник утилитаризма, идеолог буржуазии периода промышленного переворота в Англии. Закончил Оксфордский ун-т. Учение Б. о «разумном человеке» явл. вызовом левому крылу франц. Просвещения, в частности учению о естеств. праве. Вместо исследования вечной и неизменной сущности человека, проходящей в своем развитии целый ряд исторических стадий, как это было у просветителей, Б. фактически свел сущность человека к сущности буржуа. Маркс связывал появление теории Б. с победой капиталистического об-ва, в к-ром идея социальной эволюции из средства осуждения феодализма становится средством оправдания уже победившего капитализма. Условия этого об-ва предполагают, по Б., полное подчинение всех обществ, отношений «принципу полезности» — фетишистскому превращению экономического принципа. В соответствии с этим Б. в своем главном труде «Деонтология, или наука о морали» разработал систему бурж. этики, в к-рой проповедовалась тождественность интересов индивидов и об-ва в целом, сведенного им к сумме интересов индивидов. Стремление каждого заботиться только о себе, по мн. Б., приводит к «наибольшему счастью наибольшего числа людей». Выступая против теории обществ, договора Руссо, к-рая «возбуждает дух восстания», Б. признавал право гос-ва на подавление народных восстаний. В то же время, будучи идеологом либерализма, он выступал за свободную торговлю и расширение избирательного права. В. М. Иванов