БОАС Франц

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

БОАС ФРАНЦ
Boas, Franz) (1858—1942) - антрополог немецкого происхождения, сыгравший роль первопроходца в создании современной культурной антропологии. Выступив против эволюционной теории, Боас оказал особое влияние на внедрение этнографических методов, которые доминируют в современной антропологии. Подчеркивал относительность культур и важность их понимания в собственных условиях.

Источник: Большой толковый социологический словарь

БОАС Франц
(1858-1942) - амер. социолог, специалист в области изучения динамики культуры. В работах «Ум первобытного человека», «Раса, язык и культура» Б. отмечал, что исторические и культурные явления являются уникальными. Поэтому при исследовании этих явлений необходимо использовать эмпирический метод, т. е. их описывать и накапливать факты. При анализе культурной динамики, интерпретируемой как количественные изменения, возникающие в результате заимствования, Б. учитывал влияние привнесенных элементов. Позднее Б. начал рассматривать культуру как целостную систему, обнаружив в ней внутренние изменения, и уделял значительное внимание психологии.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

БОАС Франц
(09.07.1858, Минден, Германия,—21.12.1942, Нью-Йорк) — амер. этнограф, лингвист, антрополог, археолог, фольклорист и культуролог, проф. Колумбийского унта, основатель этнографической лингвистики, «исторической школы» амер. этнографии культуры и амер. фольклорного об-ва. «Историческая школа» Б. родилась в борьбе с эволюционизмом, и ее сторонники понимали историзм как эмпирическое описание, поскольку под влиянием неокантианства и позитивизма Б. считал, что «логический» метод исследований должен применяться в естеств. науках, а в истории, где он признавал лишь замещение элементов культуры или изменение их сочетания, требуется индивидуальный подход и пригоден лишь «эмпирический метод». Разделяя историческую науку на философию истории и историографию, он отрицал законы обществ, развития, возможность периодизации истории, критериев оценки прогресса и даже определения временной последовательности двух культур, отказывался от теоретических обобщений и отдавал предпочтение описанию явлений и накоплению фактов, рассматривая каждое историческое и культурное явление как уникальное. Вначале Б. подходил к культуре с позиций диффузионизма, отрывая ее от человека, выступал за изучение «культурных изменений» и «культурной динамики», к-рые понимались им как количественные изменения, возникающие в рез-те заимствования, но учитывал аккультурацию и влияние на культуру привнесенных элементов.
Рассматривая культуру подобно слоеному пирогу, Б. и его ученики пытались, отделив от нее все заимствованное, выделить чистую культуру. Позднее Б. начал рассматривать культуру как целостную систему, обнаружив в ней внутр. изменения, уделял внимание психологии, часто становился на стихийно-материалистические позиции. Пересмотр теоретических позиций и неспособность обеспечить политиков рецептами бесконфликтной аккультурации социально отсталых народов США и колониальных народов вызвали кризис «исторической школы».
Политические взгляды Б. были либеральны: он был членом мн. организаций, выступавших за демократические реформы, боролся за права угнетенных народов, разоблачал расизм и фашизм.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

БОАС (Boas) Франц
1858-1942) - американский антрополог. Родился в еврейской семье в Германии. Изучал физику и математику в Гейдельбергском и Боннском университетах. Докторская диссертация по физической географии была посвящена проблеме цвета морской воды (1881). После экспедиции на Баффинову землю (1883-1884) заинтересовался антропологией. В 1886 переехал в США. Профессор Колумбийского университета (1896-1936). Основные сочинения: "Пределы сравнительного метода в антропологии" (1896); "Ум первобытного человека" (русск. изд., 1926); "Антропология в современной жизни" (1929); "Раса, язык и культура" (1940); "Общая антропология" (1944) и др.
Б. стал основателем направления в антропологии , получившего наименование исторический партикуляризм. Среди его учеников - М. Мид , Р. Бенедикт , Э. Сэпир, А. Кребер и др. Б. выступил с критикой идей Тайлора , Моргана и всей концепции эволюционизма за ее стремление к генерализации и поиску универсальных законов развития культуры. По Б., социокультурные вариации чрезвычайно значительны, а информация о них слишком фрагментарна для того, чтобы заниматься построением универсальной теории. Основываясь на идиографической методологии неокантианства, Б. считал, что каждая отдельная культура имеет свою длительную и уникальную историю. Для понимания отдельной культуры требуется реконструкция ее индивидуального пути развития. Подчеркивая уникальность каждой культуры, Б. фактически отвергал возможность построения универсальных теорий. Другой значительной чертой исторического партикуляризма Б. был принцип культурного релятивизма, согласно которому в культуре не существует высших и низших форм и, следовательно, понятия прогресса. Такие термины, как дикость, варварство, цивилизация, по Б., отражают лишь этноцентризм тех народов, которые считают собственный образ жизни более нормальным, чем у других. Вместо бесплодного теоретизирования, свойственного эволюционизму, Б. призывал антропологов к скрупулезному собиранию эмпирических материалов, основанному на том же принципе культурного релятивизма. В данном случае он означал отказ исследователя от установок собственной культуры и ориентация на познание другой культуры исходя из ее собственных ценностных ориентаций. Одним их важнейших достижений Б. стала аргументированная критика положения социального дарвинизма о единстве процессов биологической и культурной эволюции. Основываясь на примерах языковых и культурных различий в пределах одной и той же расы, Б. удалось доказать, что раса, язык и культура являются самостоятельными аспектами человеческого существования.
П.В. Терешкович

Источник: Социология: энциклопедия