руководство страны начало новое наступление на социологическую науку. Поводом для ограничения сферы социологического знания стали вышедшие весной "Лекции по социологии" Левады, в которых, по мнению руководства страны, "отсутствовал классовый, партийный подход к раскрытию явлений социальной действительности, не отражалась роль классов и классовой борьбы как решающей силы развития общества, отсутствовала критика буржуазных социологических теорий". В результате этого Левада был освобожден от обязанностей секретаря партийной организации ИКСИ АН СССР, Румянцев был отстранен от руководства Институтом социологии. На должность был приглашен Руткевич, что привело к массовому уходу сотрудников из Института. К обострению ситуации в социологии привело также и то, что ряд философов, занимающих видные административные посты в науке, встали на позицию отрицания исторического материализма как общей социологической теории, что вело к ограничению сферы социологического знания только прикладным уровнем. Таким образом, понятие "социология" оказалось под запретом и было заменено понятием "прикладная социология". Наличие теоретической социологии полностью отрицалось.
Только начавшаяся перестройка позволила преодолеть новое административно-приказное "вторжение" в социологическую науку. Был снят "запрет" на развитие теоретической социологии. Социология получила общественное признание. На общегосударственный уровень был поднят вопрос о дальнейшем развитии социологии как самостоятельной дисциплины, была выдвинута задача развивать как теоретические, так и прикладные фундаментальные социологические исследования.
Произошло разделение главного академического института - ИСИ - на два самостоятельных учреждения: Институт социологии РАН и Институт социологических исследований РАН.