АБИЛИТАЦИЯ
АБИЛИТАЦИЯ
комплекс мер (услуг), направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка или семьи.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Абилитация
комплекс мероприятий, направленных на формирование новых, а также на развитие имеющихся функциональных систем организма и способностей индивида, естественное развитие которых затруднено в силу болезни или дефекта, с целью успешной социальной интеграции инвалида.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
АБИЛИТАЦИЯ
мероприятия, направленные на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития человека, в том числе - по формированию и развитию личностных качеств и умений, позволяющих адекватно функционировать в социальной среде. Программы абилитации путём специальных коррекционных занятий используются главным образом для детей с нарушениями психофизического развития.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Абилитация
(от франц. «habilité» – «ловкость, подстраивание, подвижность») – процесс подстраивания индивида к условиям социального существования и выживания в конкретном социуме, с принятыми в последнем ценностными критериями и этическими нормами. Понятие абилитации как разновидности адаптации, применяется в акмеологических дисциплинах для обозначения процесса приспособления индивида к условиям существования на более тонком (психологическом прежде всего) уровне принятия доминирующих социально-стратовых критериев и норм.
Источник: Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий.
АБИЛИТАЦИЯ
формирование новых и усиление уже существующих ресурсов социального, психического и физического развития личности. Абилитация в социальной работе – система мероприятий, направленных на усвоение знаний и навыков, необходимых для независимого проживания личности в социальной среде: осознание своих возможностей и ограничений, социальных ролей, понимание прав и обязанностей, умения самообслуживания. Термин чаще всего используется в отношении ребенка с особыми потребностями, а также семьи, которая находится в кризисной ситуации. Речь идет о развитии у ребенка таких функций и способностей, которые при нормальном развитии формируются без специальных усилий со стороны окружающих, а у ребенка с особыми потребностями могут развиваться только в результате целенаправленной работы специалистов, которая объединяет педагогические, психологические, юридические, медицинские, социальные, технические средства. Этот процесс предполагает обучение ребенка с ограниченными возможностями основным социальным навыкам, приспособление бытовых условий к потребностям ребенка, педагогическую коррекцию с целью формирования и поддержки навыков автономного проживания, стереотипов безопасного поведения, усвоение навыков защиты собственных прав и интересов, самоанализа и развития навыков позитивного восприятия себя и окружающих.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)
АБИЛИТАЦИЯ
(лат. abilitatio; от лат. habilis — удобный, приспособительный) — первоначальное формирование способности к чему-либо. В более широком смысле слова А. — подготовка к какому-либо роду деятельности.
На сегодняшний день нет единого подхода к толкованию данного понятия. Понятие А. близко по значению с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации (normalization). В переводе с латинского habilitation означает буквально “предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей” и применяется часто в детской психиатрии в отношении лиц, страдающих с раннего возраста каким-либо физическим и психическим дефектом.
В медицинской, психологической и педагогической литературе понятие А. часто дается в сравнении с понятием реабилитации.
В медицинской литературе наиболее четкое разделение данных понятий дал Л.О. Бадалян: “А. — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Об А. следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребенка этого возраста еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Этот ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности. А. предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста; реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего возраста и взрослых” (Бадалян, 2003, с. 303).
Таким образом, реабилитация — это восстановление утраченных возможностей и способностей, а А. — развитие потенциальных возможностей детей. Именно этой позиции придерживаются исследователи, которые считают, что А. — это процесс обучения детей-инвалидов самообслуживанию, умению общаться со сверстниками и взрослыми, формирования начальных профессиональных навыков, т.е. обучение тому, чего они пока не знали и не умели. “Ситуация, в которой человеку помогают восстановить имевшиеся, но утраченные в силу инвалидности навыки и умения, характеризуется понятием “реабилитация” (Нуртдинова. URL: http// voiufa.narod.ru/doklad1.htm). “А. — это не компенсация, и тем более не реабилитация. Это именно работа по формированию социально-психологических и духовно-нравственных новообразований, обеспечивающих рост качества жизни детей-инвалидов” (Этюды абилитационной педагогики / Под ред. Л.И. Боровикова, 2000, с. 3).
Некоторые исследователи рассматривают понятие А. в сравнении с понятиями адаптации и интеграции (см., напр.: Герасименко, Дименштейн, 2000): А. (в данном случае этот термин точнее обычно употребляемого термина “реабилитация” — возвращение некогда утраченных возможностей) — создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т.е. возможности личности реализоваться в данном сообществе. Речь идет о развитии у ребенка тех функций и способностей, которые в норме появляются без специальных усилий окружающих, а у ребенка с проблемами могут возникнуть только в результате направленной работы специалистов. Адаптация — собственно реализация накопленного социального потенциала в данном сообществе. Интеграция — процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого индивида этого сообщества. Задача интеграции не может быть решена снаружи, эта задача может решаться только изнутри самим сообществом. Интеграция — это взаимная адаптация индивида и общества друг к другу. Это процесс, в ходе которого не только индивид адаптируется к сообществу, но и сообщество делает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к этому индивиду. А., адаптация и собственно интеграция могут рассматриваться как этапы единого сложного процесса интеграции.
В отношении детей с особенностями развития А. является стимуляцией потенциальных возможностей психики и моторики ребенка, исправлением дефектов его развития, лечением сопутствующих сомато-неврологических нарушений, коррекцией отклонений в эмоционально-волевой сфере с целью формирования оптимальных навыков социальной адаптации.
В связи с ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов (далее — Конвенция ООН) был принят Федеральный закон от
01.12.2014 № 419-ФЗ, который является гарантией обеспечения защиты и развития экономических прав инвалидов. Его смысл и задача — послужить ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социальной защиты инвалидов. Конвенция ООН направлена на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономическо-социальной и культурной жизни общества, т.е. ставит задачу обеспечения прав инвалидов в различных сферах жизнедеятельности.
Закон впервые вводит понятие А. в правовую практику России. “А. понимается как система и процесс формирования отсутствовавших способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности”. А. наиболее актуальна в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Механизм ее осуществления будет определяться в рамках единого реабилитационно-абилитационного процесса.
В законодательство Российской Федерации впервые вводится определение принципа недопустимости дискриминации по признаку инвалидности и дается определение такой дискриминации с учетом норм Конвенции ООН.
Исследователи выделяют такие виды А., как: медицинская, психологическая, социальная, педагогическая и социально-психологическая.
Сущностью социально-психологической А. детей является формирование личности с такими качествами и свойствами, которые позволили бы не просто интегрироваться в трудовую деятельность, но и налаживать продуктивные отношения с другими людьми. Это может быть достигнуто только на основе социально-психологической адаптации личности ребенка. Такая адаптация выступает и как средство защиты личности, с помощью которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, возникающие у человека при взаимодействии с другими людьми и обществом в целом. Защитные механизмы психики выступают при этом как способы психологической адаптации человека.
Социально-психологическая А. направлена на взаимодействие всех жизненно важных сфер жизнедеятельности человека. С когнитивной сферой связаны такие стратегии, как отвлечение и проблемный анализ; с эмоциональной сферой — разрядка, оптимизм, пассивное сотрудничество, сохранение самообладания; с поведенческой сферой — отвлечение, альтруизм, активное избегание, поиск поддержки, конструктивная активность.
В зарубежной психологии широко обсуждается проблема преодоления конфликта и его компенсации — копинг-поведения. Копинг — это деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и собственными возможностями. Копинг-поведение реализуется через применение копинг-стратегий на основе личностных и средовых ресурсов. Копинг-стратегии — это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, способ управления стрессом.
Важнейшим направлением социально-психологической А. детей с отклоняющимся развитием является работа с родителями, особенно с приемными родителями, семейными воспитателями и опекунами.
Медицинская А. проводится на основе комплексного подхода. В соответствии с этапами онтогенеза (периодами развития организма ребенка) проводится профилактическая работа с ребенком и его семьей. Выявлением возможных факторов риска занимаются акушеры-гинекологи в медицинской, генетической или женской консультации при первичном обращении будущих родителей. Прогнозирование рождения ребенка с отклонениями в развитии — первые 12 недель беременности; предупреждение рождения больного младенца — от 12 недель до родов.
Специалисты осуществляют выбор оптимальной тактики родов: в первые часы жизни ребенка проводят его обследование для уточнения состояния здоровья. Домашние условия более предпочтительны в организации лечебно-профилактических мер и ухода за ребенком.
Статистика показывает увеличение числа детей с инвалидностью. Для решения данной ситуации необходимы совершенствование профилактических мер, абилитационных и реабилитационных мероприятий; ранняя диагностика; качественное повышение медицинского сопровождения коррекционно-образовательного процесса.
Вышеизложенное позволило нам присоединиться к мнению группы исследователей по определению понятия А.: это адаптивно развивающая деятельность, стимулирующая потенциальные возможности людей с дефектами развития и направленная на формирование оптимальных навыков социальной адаптации, на создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т.е. возможности личности реализоваться в данном сообществе.
Таким образом, А. — это многосторонний процесс, одновременно направленный на различные аспекты жизнедеятельности человека для предоставления ему возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной.
А. означает стремление лечить и/или модифицировать физические или умственные расстройства личности, обучение достижению функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, адаптацию окружающей среды для компенсации отсутствующих функций.
В.В. Хухлина
Лит.: Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов”; Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник. 2-е изд. М.: ИЦ “Академия”, 2003; Герасименко О.А., Дименштейн Р.П. Несколько слов к вопросу об интеграции // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. М.: Центр лечебной педагогики, 2000. Вып. 3; Нуртдинова З.Н. Состояние и перспективы работы по социальной реабилитации инвалидов в системе организаций БРО ВОИ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://voiufa.narod.ru/doklad1.htm; Этюды абилитационной педагогики: из опыта работы “Школы Бороздина”. Монографическое эссе / Под ред. Л.И. Боровикова. Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2000.
На сегодняшний день нет единого подхода к толкованию данного понятия. Понятие А. близко по значению с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации (normalization). В переводе с латинского habilitation означает буквально “предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей” и применяется часто в детской психиатрии в отношении лиц, страдающих с раннего возраста каким-либо физическим и психическим дефектом.
В медицинской, психологической и педагогической литературе понятие А. часто дается в сравнении с понятием реабилитации.
В медицинской литературе наиболее четкое разделение данных понятий дал Л.О. Бадалян: “А. — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Об А. следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребенка этого возраста еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Этот ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности. А. предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста; реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего возраста и взрослых” (Бадалян, 2003, с. 303).
Таким образом, реабилитация — это восстановление утраченных возможностей и способностей, а А. — развитие потенциальных возможностей детей. Именно этой позиции придерживаются исследователи, которые считают, что А. — это процесс обучения детей-инвалидов самообслуживанию, умению общаться со сверстниками и взрослыми, формирования начальных профессиональных навыков, т.е. обучение тому, чего они пока не знали и не умели. “Ситуация, в которой человеку помогают восстановить имевшиеся, но утраченные в силу инвалидности навыки и умения, характеризуется понятием “реабилитация” (Нуртдинова. URL: http// voiufa.narod.ru/doklad1.htm). “А. — это не компенсация, и тем более не реабилитация. Это именно работа по формированию социально-психологических и духовно-нравственных новообразований, обеспечивающих рост качества жизни детей-инвалидов” (Этюды абилитационной педагогики / Под ред. Л.И. Боровикова, 2000, с. 3).
Некоторые исследователи рассматривают понятие А. в сравнении с понятиями адаптации и интеграции (см., напр.: Герасименко, Дименштейн, 2000): А. (в данном случае этот термин точнее обычно употребляемого термина “реабилитация” — возвращение некогда утраченных возможностей) — создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т.е. возможности личности реализоваться в данном сообществе. Речь идет о развитии у ребенка тех функций и способностей, которые в норме появляются без специальных усилий окружающих, а у ребенка с проблемами могут возникнуть только в результате направленной работы специалистов. Адаптация — собственно реализация накопленного социального потенциала в данном сообществе. Интеграция — процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого индивида этого сообщества. Задача интеграции не может быть решена снаружи, эта задача может решаться только изнутри самим сообществом. Интеграция — это взаимная адаптация индивида и общества друг к другу. Это процесс, в ходе которого не только индивид адаптируется к сообществу, но и сообщество делает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к этому индивиду. А., адаптация и собственно интеграция могут рассматриваться как этапы единого сложного процесса интеграции.
В отношении детей с особенностями развития А. является стимуляцией потенциальных возможностей психики и моторики ребенка, исправлением дефектов его развития, лечением сопутствующих сомато-неврологических нарушений, коррекцией отклонений в эмоционально-волевой сфере с целью формирования оптимальных навыков социальной адаптации.
В связи с ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов (далее — Конвенция ООН) был принят Федеральный закон от
01.12.2014 № 419-ФЗ, который является гарантией обеспечения защиты и развития экономических прав инвалидов. Его смысл и задача — послужить ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социальной защиты инвалидов. Конвенция ООН направлена на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономическо-социальной и культурной жизни общества, т.е. ставит задачу обеспечения прав инвалидов в различных сферах жизнедеятельности.
Закон впервые вводит понятие А. в правовую практику России. “А. понимается как система и процесс формирования отсутствовавших способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности”. А. наиболее актуальна в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Механизм ее осуществления будет определяться в рамках единого реабилитационно-абилитационного процесса.
В законодательство Российской Федерации впервые вводится определение принципа недопустимости дискриминации по признаку инвалидности и дается определение такой дискриминации с учетом норм Конвенции ООН.
Исследователи выделяют такие виды А., как: медицинская, психологическая, социальная, педагогическая и социально-психологическая.
Сущностью социально-психологической А. детей является формирование личности с такими качествами и свойствами, которые позволили бы не просто интегрироваться в трудовую деятельность, но и налаживать продуктивные отношения с другими людьми. Это может быть достигнуто только на основе социально-психологической адаптации личности ребенка. Такая адаптация выступает и как средство защиты личности, с помощью которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, возникающие у человека при взаимодействии с другими людьми и обществом в целом. Защитные механизмы психики выступают при этом как способы психологической адаптации человека.
Социально-психологическая А. направлена на взаимодействие всех жизненно важных сфер жизнедеятельности человека. С когнитивной сферой связаны такие стратегии, как отвлечение и проблемный анализ; с эмоциональной сферой — разрядка, оптимизм, пассивное сотрудничество, сохранение самообладания; с поведенческой сферой — отвлечение, альтруизм, активное избегание, поиск поддержки, конструктивная активность.
В зарубежной психологии широко обсуждается проблема преодоления конфликта и его компенсации — копинг-поведения. Копинг — это деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и собственными возможностями. Копинг-поведение реализуется через применение копинг-стратегий на основе личностных и средовых ресурсов. Копинг-стратегии — это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, способ управления стрессом.
Важнейшим направлением социально-психологической А. детей с отклоняющимся развитием является работа с родителями, особенно с приемными родителями, семейными воспитателями и опекунами.
Медицинская А. проводится на основе комплексного подхода. В соответствии с этапами онтогенеза (периодами развития организма ребенка) проводится профилактическая работа с ребенком и его семьей. Выявлением возможных факторов риска занимаются акушеры-гинекологи в медицинской, генетической или женской консультации при первичном обращении будущих родителей. Прогнозирование рождения ребенка с отклонениями в развитии — первые 12 недель беременности; предупреждение рождения больного младенца — от 12 недель до родов.
Специалисты осуществляют выбор оптимальной тактики родов: в первые часы жизни ребенка проводят его обследование для уточнения состояния здоровья. Домашние условия более предпочтительны в организации лечебно-профилактических мер и ухода за ребенком.
Статистика показывает увеличение числа детей с инвалидностью. Для решения данной ситуации необходимы совершенствование профилактических мер, абилитационных и реабилитационных мероприятий; ранняя диагностика; качественное повышение медицинского сопровождения коррекционно-образовательного процесса.
Вышеизложенное позволило нам присоединиться к мнению группы исследователей по определению понятия А.: это адаптивно развивающая деятельность, стимулирующая потенциальные возможности людей с дефектами развития и направленная на формирование оптимальных навыков социальной адаптации, на создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т.е. возможности личности реализоваться в данном сообществе.
Таким образом, А. — это многосторонний процесс, одновременно направленный на различные аспекты жизнедеятельности человека для предоставления ему возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной.
А. означает стремление лечить и/или модифицировать физические или умственные расстройства личности, обучение достижению функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, адаптацию окружающей среды для компенсации отсутствующих функций.
В.В. Хухлина
Лит.: Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов”; Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник. 2-е изд. М.: ИЦ “Академия”, 2003; Герасименко О.А., Дименштейн Р.П. Несколько слов к вопросу об интеграции // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. М.: Центр лечебной педагогики, 2000. Вып. 3; Нуртдинова З.Н. Состояние и перспективы работы по социальной реабилитации инвалидов в системе организаций БРО ВОИ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://voiufa.narod.ru/doklad1.htm; Этюды абилитационной педагогики: из опыта работы “Школы Бороздина”. Монографическое эссе / Под ред. Л.И. Боровикова. Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2000.