лат. absolutus - безусловный) - абстракция наиболее высокого порядка, результатом которой являются так называемые абсолютные объекты, ничем не обусловленные, существующие сами по себе.
В науке А. - придание статуса исключительности какому-либо свойству объекта, позволяющее решать научные проблемы, гипотетически конструировать объекты иной природы и на этой основе получать новое знание о реальных объектах и их свойствах ("абсолютно твердое тело", "абсолютно непроводящее тело", "абсолютная величина (модуль)" и др.). А. в науке - достижение определенной полноты, которую невозможно реализовать в процессе эмпирического познания.
С.В. Воробьева
АБСОЛЮТИЗАЦИЯ
АБСОЛЮТИЗАЦИЯ
Источник: Социология: энциклопедия
Абсолютизация
(лат. absolutus — безусловный, неограниченный, совершенный). Абстракция наиболее высокого порядка, результатом которой являются так называемые абсолютные объекты, ничем не обусловленные, существующие сами по себе. В социальной реальности, особенно в научном осмыслении социальных объектов, исследователи могут абсолютизировать собственные достижения, модели, свою логику, точность данных, состояние системы. Под влиянием чувств могут абсолютизироваться положительные или отрицательные качества личности. Чрезвычайно сильное желание владеть какой-либо вещью может смещать реальные оценки этой вещи, заставляя не обращать внимания на условия, цену достижения. В принципе абсолютизация может рассматриваться как процесс стремления к абсолютному объекту. В науке абсолютизация — придание статуса исключительности какому-либо свойству объекта, позволяющее решать научные проблемы, гипотетически конструировать объекты иной природы и на этой основе получать новое знание о реальных объектах и их свойствах («абсолютно твердое тело», «абсолютно непроводящее тело», «абсолютная величина (модуль)» и др.). Абсолютизация в науке — достижение определенной полноты, которую невозможно реализовать в процессе эмпирического познания. Мысль о достижении полноты или исчерпанности на данном уровне темы, например социологического исследования, интересна для социологов с точки зрения реальной новизны и достижения пределов знания о предмете, во-первых, и возможностей исследователя (статусных, нормативно-правовых, организационных, экономических, творческих), во-вторых. Абсолютизироваться могут также возможности исследователя, надежды заказчиков на предполагаемый результат, его преобразующий потенциал. Иногда ограниченность мышления исследователя, его представлений о собственных достижениях или условиях сокращают систему показателей и индикаторов, не позволяют создать полноценный инструментарий и, соответственно, получить всесторонний материал для анализа, но при этом абсолютизируются сложившиеся условия и результаты [21].
Источник: Словарь по социологии коммуникации.