лат. Absolutus - отделенное, отпущенное и лат. relativus - отнесенное в то или иное место) - противоположные по смыслу и сопряженные философские категории. А. - безусловное, независимое, безотносительное, самостоятельное, непреложное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее. О. (релятивное) - временное, зависящее от тех или иных условий и обстоятельств и, следовательно, изменчивое; обусловливаемое системой отсчета и оценок, а потому несовершенное и преходящее, характеризует явление в его отношениях и связях с другими явлениями и в зависимости от них. А. и О. выражают в своей взаимосвязи меру проявления безусловного в условном, вечного во временном, совершенного в несовершенном и т.д.
В современной философии при истолковании А. как достигнутого чистого совершенства и уже реализованной бесконечности оно описывается как самодовлеющая, самозаконная (автономная), трансцендентная, непостижимая, вечная, ничем не ограничиваемая и сама себе непосредственно создавшая место сущность, всецело противоположная миру отношений (например, А. пространство). Соответственно, мир отношений и человеческое познание оказываются лишенными моментов А. и описываются в духе релятивизма. Если же А. задается как потенциальная бесконечность, то оно мыслится как проект будущего - идеал полноты и совершенства, его контуры постепенно проявляются и складываются через неисчерпаемое множество отношений вещей и процессов. Концепция А. как самодовлеющей и свободной сущности логически противоречива: изоляция есть форма несвободы, а действенность А. предполагает его открытость иному бытию и погружение в мир отношений. А. может постулироваться либо как "целое", создающее свои части (отношения) и не сводящееся к их сумме, либо, наоборот, как нечто, образуемое суммой относительных форм существования за бесконечно долгое время.
А.А. Грицанов
АБСОЛЮТНОЕ и ОТНОСИТЕЛЬНОЕ
АБСОЛЮТНОЕ и ОТНОСИТЕЛЬНОЕ
Источник: Социология: энциклопедия
Абсолютное и относительное
(лат. absolutus — отделенное и relativus — отнесенное). Противоположные по смыслу и сопряженные философские категории. Эти категории активно используются в социологии. Если брать понятия «отдельное» или «отпущенное», к абсолютам следует отнести свободные от влияния идеи, позиции авторитетных авторов, устойчивые и неоспоримые на данном уровне развития науки мнения независимых респондентов о каких-то явлениях. Однако в студенческой образовательной среде случается абсолютизация наивных, даже примитивных произведений. В идеологической сфере абсолютами становятся программные, партийные идеалы (неоспоримость ценности идеи, нерушимости политического строя, непогрешимости руководителя и т.д.). Вне сомнения, безусловной и безальтернативной оказывается идея Бога, определенной веры. Образ этого абсолюта поддерживается при помощи средств массовой информации и коммуникации. Абсолютной представляется универсальная понятийная формула (определение) социального явления, предлагаемая научным авторитетом. Иногда в преподавании социологии некоторые суждения, аспекты понимания смысла понятий предлагаются в единственной трактовке, в качестве абсолюта, и любой признак относительности понимания воспринимается как отклонение от требований научной школы. Трактовка абсолютного как безусловного, независимого, безотносительного, самостоятельного, непреложного, само по себе сущего, несотворимого, вечного, всеобщего расширяет возможности исследователя конкретных социальных явлений. Так, абсолютным положением является утверждение о формировании личности через взаимодействие, коммуникацию. В то же время, в соответствии с диалектикой абсолютного и относительного, общего и единичного сама личность сотворима, не является самостоятельной, независимой, оказывается социальной производной от условий развития. Относительное (релятивное) — временное, зависящее от тех или иных условий и обстоятельств и, следовательно, изменчивое; обусловливаемое системой отсчета и оценок, а потому несовершенное и преходящее, оно характеризует явление в его отношениях и связях с другими явлениями и в зависимости от них. Абсолютное и относительное выражают в своей взаимосвязи меру проявления безусловного в условном, вечного во временном, совершенного в несовершенном и т.д. Часто начинающий социолог глубоко верит в абсолютное совершенство и полноту своего инструментария, собственной исследовательской модели, забывая о мере безусловного в условном, о ситуативности события. В современной философии при истолковании абсолютного как достигнутого чистого совершенства и уже реализованной бесконечности оно описывается как самодовлеющая, самозаконная (автономная), трансцендентная, непостижимая, вечная, ничем не ограничиваемая и сама себе непосредственно создавшая место сущность, всецело противоположная миру отношений (например, абсолютное пространство). Соответственно, мир отношений и человеческое познание оказываются лишенными моментов абсолютности и описываются в духе релятивизма. Если же абсолютное задается как потенциальная бесконечность, то оно мыслится как проект будущего — идеал полноты и совершенства, его контуры постепенно проявляются и складываются через неисчерпаемое множество отношений вещей и процессов. Концепция абсолютного как самодовлеющей и свободной сущности логически противоречива: изоляция есть форма несвободы, а действенность абсолютного предполагает его открытость иному бытию и погружение в мир отношений. Абсолютное может постулироваться либо как «целое», создающее свои части (отношения) и не сводящееся к их сумме, либо, наоборот, как нечто, образуемое суммой относительных форм существования за бесконечно долгое время. Социологи действуют в конечном, измеримом времени, вводя ограничения для проявления свойств процессов и субъектов. Разрыв исследований во времени в силу изменчивости состояний условий и актуальности создает момент разрыва фактов, уникальности каждой исследовательской ситуации, своеобразный абсолют. Тем самым разрывается связь явлений. Кроме того, абсолютные достижения в частных практиках исследований отдельных ученых и даже научных школ могут претендовать на абсолютное значение своих логических систем и моделей. В учебно-научных работах, которые могут себе позволить исследователи-студенты, они находятся в рамках условностей (требования руководителя, масштаб исследования, выборочная совокупность, несовершенство инструментария и др.). Абсолютная ценность самостоятельных работ возрастает при усилении доступа к методическим и теоретическим основам, но при ограничении доступа партнеров к уникальным материалам отдельного студента-исследователя по крайней мере до защиты курсовой или дипломной работы во избежание относительного плагиата [21].
Источник: Словарь по социологии коммуникации.