(от лат. abs-traho – отвлекаться, удаляться, отклоняться). Абстрагування. Abstraction. 1) Черта духовной культуры индивида, признаками которой являются: а) способность отвлекаться от внешних обстоятельств; б) способность освобождаться от навязчивых мыслей; в) способность переключать внимание и сосредоточиваться на решении задач, имеющих первостепенное значение. 2) Черта культуры научного мышления. Развитая исторически логическая познавательная способность, которая закрепляется в духовном опыте и культивируется системой образования. Признаками А. являются: а) способность отвлекаться от второстепенных свойств и признаков в предметах и явлениях, выделять общие и существенные из них; б) способность образовывать общие понятия при помощи средств логики. Способность к А. развивается как в ходе приобретения практического опыта, где А. носит скорее чувственный характер и требует определенной степени наглядности в форме предметов, рисунков, таблиц, графиков и т. д., так и в процессе целенаправленного обучения. Обучение ставит целью развить способность непосредственного восприятия предметов и явлений сначала до способности представления отсутствующих предметов и явлений (непосредственно не воспринимаемых чувствами, что требует хорошо развитой памяти), а затем и понимания их связей и отношений, т. е. до уровня понятия. При таком подходе восприятие, представление и понятие не просто уровни отражения действительности, а эмпирически фиксируемые признаки, совокупность которых свидетельствует об уровне развития абстрактного мышления. При этом следует иметь в виду, что способность оперировать понятиями бессодержательна, если индивид не способен их конкретизировать, указывать на те признаки в предметах и явлениях, которые и определяют содержание понятий. Поэтому культура научного мышления определяется, с одной стороны, способностью оперировать понятиями любого уровня общности, а с другой – конкретным содержанием данных понятий, что дает возможность другим понимать их
смысл. См. также Культура научного мышления.
0.00 байт
Изучение курса «Формальная композиция и абстрагирование» студентами государственного специализирован
Статья посвящена положительным изменениям в композиционных и живописных работах студентов Гсии при изучении курса «Формальная композиция и абстрагирование».