момент (этап) познания, основанный на мысленном выделении существенных свойств предмета и отвлечении от других частных его свойств и связей.
АБСТРАКЦИЯ
Абстракция
Источник: Социологический словарь проекта Socium
АБСТРАКЦИЯ
от лат. abstractio - отвлечение) - англ. abstraction; нем. Abstraktion. Выделение определенных свойств и связей предмета или события и отвлечение от других его свойств и связей.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Абстракция
абстрактное) - форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее понятие - результат процесса абстрагирования; синоним "мысленного", "понятийного".
Абстракция
(от лат. abs-traho – отвлекаться, удаляться, отклоняться). Абстракція. Abstraction. Результат отвлечения от действительности, выражаемый в субъективной способности абстрагирования. А. может выражаться как в логической, так и художественной форме. См. также Абстрагирование.
Абстракция
это результат обобщения результатов созерцания, наблюдения, первичных описаний объекта изучения. Основные процедуры обобщения: расчленение; отбор наиболее значимых частей материала, подвергаемого обобщению; придание отобранным частям формы, подчеркивающей значимое и устраняющее незначимое или малозначимое; совмещение оформленных значимых частей в целостность; рассмотрение полученной целостности как конструкции или средства для дальнейшего мыслительного употребления; рассмотрение конструкции как самого объекта изучения с приданием ему объектной, по функции, причинно-следственной содержательности. Обобщение может быть стихийным, индивидуализированным, случайным, некритериальным и, наоборот, организованным, осознанным, подчиненным критериям, ориентированным на применение в рамках определенного способа, неиндивидуализированным. Наиболее важными свойствами абстракции как результата осознанного обобщения являются конструктивность, замещаемость ("вместо объекта и исходного материала познания"), технологичность, предназначенность для конкретизации, средственность. Примерами абстракций выступают концепция, теория, понятие, категория, значение. Языковые значения сочетают качества стихийных и организованных абстракций. В языковых высказываниях они используются в функции предикатов. Формирование необходимой суммы абстракций для успешной мыслительной деятельности является одной из труднейших проблем всего процесса присвоения современной культуры мышления. Итак, А.-результат обобщения или замещения множества образов (созерцательных, рациональных и т.п.) одним в функции «сохранения» замещаемых содержаний. Абстрагирование начинается как выделение «общего» из множества однотипных образов через посредство схематизации, а продолжается путем особого конструирования или «полагания» содержаний. Реализация функции абстрагирования невозможна без трансформации сознания мыслящего и особого полагающего напряжения.
Источник: Методологический словарь для управленцев
АБСТРАКЦИЯ
лат. abstractio - отвлечение, удаление - введено Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из важнейших операций мышления. Мысль человека отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет этот фрагмент для осуществления последующих фазисов мыслительного процесса. Из соответствующего представления элиминируется несущественное и таким образом выявляются определенные основания его подлинной сущности. Результаты А. - образы реальности - традиционно обозначаются тем же термином. Для различения результата А. и самого процесса А. последний называют иногда абстрагированием. А. предполагает отказ от фиксации единичного, случайного в пользу вычленения общего, необходимого в целях обеспечения истинного познания мира. Потребность в А. задается исследовательской ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности (возможность восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека - в качестве некой совокупности механических рычагов). В европейской философии и логике А. трактуется, как правило, как способ поэтапного мысленного членения объекта, продуцирующий понятия, которые, в свою очередь, образуют все более общие изображения реальности. (Важной в границах методологии науки является проблема взаимосвязей А. "первого", "второго" и последующих порядков, а также о возможностях их редукции.) В процедуре А. очевидны две ипостаси процесса познания: первая отражает направленность внимания на то, что именно вычленяется; вторая - на то, от чего именно осуществляется отвлечение. Акцент на той или другой стороне указанного процесса (при их взаимодополнительности) часто приводит к полярным выводам относительно роли А.: либо их рассматривают как значимый источник поступления данных о мире, либо как процедуру, приводящую к их искажению и обеднению. (Уяснение того, какие именно из свойств предмета или явления выступают для них "посторонними", - по сути главный вопрос оперирования с А.) Понятие "интервал А." выражает наличие степеней свободы в процедурах отвлечения от тех или иных свойств объектов. Наиболее развитой системой А. обладает математика. В целях более успешной реализации человеком своих проектов А. также используются для выделения таких специфических особенностей объектов, без учета которых эффективная преобразующая деятельность людей невозможна. (Например, экологические программы и все случаи взаимодействия человека с самоорганизующимися системами, когда рефлексия над объектом изменяет сам объект.)
А.А. Грицанов
А.А. Грицанов
Источник: Социология: энциклопедия