АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ
философские категории, обозначающие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом законе восхождения от А. к К. А. (лат. abstractio - отвлечение, удаление) - мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления (понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.).
Специфика абстрактного объекта определяется спецификой абстракции. Различают несколько типов абстракции: 1) абстракция отождествления, или обобщающая абстракция, в результате которой выделяется общее свойство исследуемых объектов. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике. Например, взаимно однозначное соответствие между множествами характеризуется тремя важнейшими свойствами: симметричностью, транзитивностью и рефлексивностью. Если между определенными объектами существуют отношения с данными свойствами, то с помощью такого отношения, аналогичного равенству, выделяется некоторое общее свойство, присущее всем этим объектам; 2) абстракция аналитическая, или изолирующая, в результате которой четко фиксируются свойства объектов, обозначаемые определенным именем ("теплоемкость", "растворимость", "непрерывность", "четность", "наследственность" и др.); 3) абстракция идеализирующая, или идеализация, в результате которой образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов ("идеальный газ", "абсолютно черное тело", "прямая" и др.); 4) абстракция актуальной бесконечности (отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, т.е. бесконечные множества рассматриваются как конечные); 5) абстракция потенциальной осуществимости (отвлечение от реальных границ наших возможностей, нашей ограниченности собственной конечностью, т.е. предполагается, что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе деятельности). Иногда как особый тип выделяют абстракцию конструктивизации (отвлечение от неопределенности границ реальных объектов, их "огрубление" с целью схватывания в "первом приближении". Пределами или интервалами А. как обобщенного образа являются интерпретации (например, понятие мнимого числа) и информационная полнота (наличие семантической интерпретации и осмысление на материальных моделях). К. (лат.concretus - густой, твердый, сросшийся) - реально существующее, вполне определенное, точное, предметное, вещественное, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений (в отличие от А.). К. в мышлении - это содержание понятий, отражающих предметы или явления в их существенных признаках, деление понятий на К. и А. в логике есть следствие различения отображения предмета и его свойства.
С.В. Воробьева

Источник: Социология: энциклопедия

Абстрактное и конкретное
Философские категории, обозначающие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом законе восхождения от абстрактного к конкретному. Абстрактное — (лат. abstractio — отвлечение, удаление) — мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления (понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.). Данные философские категории используются социологами, их значения конкретизируются, уточняются. Надо сказать, что целостность явлений с точки зрения познания, процедур исследования бывает относительной. Если мы исследуем, например, отношение представителей социума к глобализации в системе открытого образования, то выделяем основные аспекты отношения (не все: эмоционально-ценностный, смысловой, структурно-иерархический и поведенческий) и глобализацию очерчиваем ограниченным набором показателей и индикаторов, чтобы не делать исследование безразмерным. За рамками социологического исследования новое стихотворение представляет собой композиционное построение образов, связанных смыслом в единое, целостное произведение. Стихотворная форма позволяет в максимальной степени абстрагироваться от прозы, отбросить лишние слова, подчинив все построение особому ритму звучания. Продукт такого творческого абстрагирования исполняет не только познавательную функцию, но и культурную, а также эмоционально-коммуникативную функции. Такие продукты отражают позицию автора, степень совершенства владения искусством слова. Благодаря лаконичной рельефной форме стихотворение чаще всего легче, чем проза, позволяет установить коммуникативный контакт с публикой. При стихосложении происходит отвлечение, но от черт, несущественных не вообще, а для данного произведения, его фабулы, ритма. Творческая мысль социолога тоже работает над отвлечением от несущественного при построении какой-нибудь главной конструкции: программы исследования, теоретической модели, системы показателей и индикаторов, инструментария и даже отдельной фразы и т.д. Как известно, предложения при подготовке того же анализа данных могут представлять собой либо витиеватые сложные выражения, в которых порой теряется смысл, либо унылую односложность. Словесная форма абстракции сввязана с искусством речи. Специфика абстрактного объекта определяется спецификой абстракции. Различают несколько типов абстракции: 1) абстракция отождествления, или обобщающая абстракция, в результа те которой выделяется общее свойство исследуемых объектов. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике. Например, взаимно однозначное соответствие между множествами характеризуется тремя важнейшими свойствами: симметричностью, транзитивностью и рефлексивностью. Если между определенными объектами существуют отношения с данными свойствами, то с помощью такого отношения, аналогичного равенству, выделяется некоторое общее свойство, присущее всем этим объектам; 2) абстракция аналитическая, или изолирующая, в результате которой четко фиксируются свойства объектов, обозначаемые определенным именем («теплоемкость», «растворимость», «непрерывность», «четность», «наследственность» и др.); 3) абстракция идеализирующая, или идеализация, в результате которой образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ», «абсолютно черное тело», «прямая» и др.); 4) абстракция актуальной бесконечности (отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, т.е. бесконечные множества рассматриваются как конечные); 5) абстракция потенциальной осуществимости (отвлечение от реальных границ наших возможностей, нашей ограниченности собственной конечностью, т.е. предполагается, что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе деятельности). Иногда как особый тип выделяют абстракцию конструктивизации (отвлечение от неопределенности границ реальных объектов, их «огрубление» с целью схватывания в «первом приближении». Пределами или интервалами абстрагирования как обобщенного образа являются интерпретации (например, понятие мнимого числа) и информационная полнота (наличие семантической интерпретации и осмысление на материальных моделях). Конкретное — реально существующее, вполне определенное, точное, предметное, вещественное, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений. Конкретное в мышлении — это содержание понятий, отражающих предметы или явления в их существенных признаках; деление понятий на конкретное и абстрактное в логике есть следствие различения отображения предмета и его свойства. Социологи часто используют абстракции аналитического типа («прозрачность зла», «информационная проницаемость», «магическая пуля»), типа идеализации (совершенный, полный инструментарий, абсолютное или идентичное отражение реальности), типа актуальной бесконечности (бесконечные множества рассматриваются как конечные — для достижения эффекта измерения); типа потенциальной осуществимости (эта форма абстракции реализуется при ограничении количества методов получения данных, глубины познания процессов). [21].

Источник: Словарь по социологии коммуникации.



Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
226.04 кб

Культура бытия и бытие культуры: от абстрактного к конкретному

Калимуллин Д.Д.
Рассматривается проблемное поле культуры бытия и соотношение бытия культуры и культуры бытия. Делается вывод о диалектической связи указанных понятий в познавательной сфере.
Читать PDF
419.78 кб

Диалектика абстрактного и конкретного в философии И. А. Ильина

Данчайоол Аяс Анатольевич
Статья посвящена диалектике абстрактного и конкретного, подробно раскрытой в работе И.А. Ильина на основе анализа философии Г.В.Ф. Гегеля.
Читать PDF
930.10 кб

Восхождение от абстрактного к конкретному в научном и учебном познании

Л. Н. Сухорукова
Читать PDF
288.11 кб

Разработка метода восхождения от абстрактного к конкретному в дидактике

Чапаев Николай Кузьмич
В статье с философско-педагогических позиций рассматривается проблема использования в образовательном процессе метода восхождения от абстрактного к конкретному.
Читать PDF
1.24 мб

Объективация труда в социальном мировоззрении: конкретные и абстрактные формы

Побегуца Алексей Васильевич
Статья посвящена исследованию форм осмысления труда в социальном дискурсе. Целью работы является аналитическое рассмотрение основных форм выражения категории труда в мировоззрении с точки зрения оценки их содержательной полноты.
Читать PDF
951.46 кб

ДИАЛЕКТИКА КОНКРЕТНО-НАЦИОНАЛЬНОГО И АБСТРАКТНО-ВСЕОБЩЕГО В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Данчайоол Аяс Анатольевич
В статье осуществлен анализ роли диалектики особенного и всеобщего в формировании личности. На основе диалектической методологии Г. Гегеля раскрывается взаимосвязь культурно-исторической традиции и становления мышления личности.
Читать PDF
364.33 кб

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод анализа проблемы рациональности

Леонтьева Елена Юрьевна
Одним из великих достижений марксизма является четко проработанная и апробированная методология исследования научных проблем, использованная в «Капитале».
Читать PDF
211.62 кб

Восхождение от абстрактного к конкретному: обращение к истокам и современный взгляд

Виноградова Н. Л., Леонтьева Е. Ю.
Читать PDF
30.97 мб

СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ЭВАЛЬД ИЛЬЕНКОВ. ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ)

Меньшикова Мария
Читать PDF
130.19 кб

Использование категории конкретности/абстрактности как показатель уровня речевого развития

Омельницкая Ирина Михайловна
В статье на материале имени существительного представлены результаты функционирования категорий конкретности и абстрактности в устной речи младших школьников по сравнению с тем, как эти категории выражены в речи взрослых носителей
Читать PDF
187.15 кб

Диалектика познавательного восхождения от абстрактного к конкретному в его категориальном измерении

Лысый В.П., Костенко В.Г.
В статье осуществлена попытка исследовать познавательный процесс в контексте восхождения от абстрактного к конкретному.
Читать PDF
2.13 мб

Когнитивный стиль конкретная/абстрактная концептуализация как интегральный параметр индивидуальности

Бельских И. А., Плотников Д. В.
С помощью методики дискриминации свойств понятий (МДСП) исследовано 167 студентов медицинского университета, непредъявлявших жалоб на состояние здоровья.
Читать PDF
833.63 кб

Исторические особенности диалектики абстрактного и конкретного труда в период середины XVIII - начал

Барсуков Игорь Сергеевич
В статье рассматривается уникальность исторического периода, состоящая, по мнению автора, в совпадении предмета исследования политэкономии и философии.