АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ
философские категории, обозначающие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом законе восхождения от А. к К. А. (лат. abstractio - отвлечение, удаление) - мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления (понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.).
Специфика абстрактного объекта определяется спецификой абстракции. Различают несколько типов абстракции: 1) абстракция отождествления, или обобщающая абстракция, в результате которой выделяется общее свойство исследуемых объектов. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике. Например, взаимно однозначное соответствие между множествами характеризуется тремя важнейшими свойствами: симметричностью, транзитивностью и рефлексивностью. Если между определенными объектами существуют отношения с данными свойствами, то с помощью такого отношения, аналогичного равенству, выделяется некоторое общее свойство, присущее всем этим объектам; 2) абстракция аналитическая, или изолирующая, в результате которой четко фиксируются свойства объектов, обозначаемые определенным именем ("теплоемкость", "растворимость", "непрерывность", "четность", "наследственность" и др.); 3) абстракция идеализирующая, или идеализация, в результате которой образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов ("идеальный газ", "абсолютно черное тело", "прямая" и др.); 4) абстракция актуальной бесконечности (отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, т.е. бесконечные множества рассматриваются как конечные); 5) абстракция потенциальной осуществимости (отвлечение от реальных границ наших возможностей, нашей ограниченности собственной конечностью, т.е. предполагается, что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе деятельности). Иногда как особый тип выделяют абстракцию конструктивизации (отвлечение от неопределенности границ реальных объектов, их "огрубление" с целью схватывания в "первом приближении". Пределами или интервалами А. как обобщенного образа являются интерпретации (например, понятие мнимого числа) и информационная полнота (наличие семантической интерпретации и осмысление на материальных моделях). К. (лат.concretus - густой, твердый, сросшийся) - реально существующее, вполне определенное, точное, предметное, вещественное, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений (в отличие от А.). К. в мышлении - это содержание понятий, отражающих предметы или явления в их существенных признаках, деление понятий на К. и А. в логике есть следствие различения отображения предмета и его свойства.
С.В. Воробьева

Источник: Социология: энциклопедия

Абстрактное и конкретное
Философские категории, обозначающие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом законе восхождения от абстрактного к конкретному. Абстрактное — (лат. abstractio — отвлечение, удаление) — мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления (понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.). Данные философские категории используются социологами, их значения конкретизируются, уточняются. Надо сказать, что целостность явлений с точки зрения познания, процедур исследования бывает относительной. Если мы исследуем, например, отношение представителей социума к глобализации в системе открытого образования, то выделяем основные аспекты отношения (не все: эмоционально-ценностный, смысловой, структурно-иерархический и поведенческий) и глобализацию очерчиваем ограниченным набором показателей и индикаторов, чтобы не делать исследование безразмерным. За рамками социологического исследования новое стихотворение представляет собой композиционное построение образов, связанных смыслом в единое, целостное произведение. Стихотворная форма позволяет в максимальной степени абстрагироваться от прозы, отбросить лишние слова, подчинив все построение особому ритму звучания. Продукт такого творческого абстрагирования исполняет не только познавательную функцию, но и культурную, а также эмоционально-коммуникативную функции. Такие продукты отражают позицию автора, степень совершенства владения искусством слова. Благодаря лаконичной рельефной форме стихотворение чаще всего легче, чем проза, позволяет установить коммуникативный контакт с публикой. При стихосложении происходит отвлечение, но от черт, несущественных не вообще, а для данного произведения, его фабулы, ритма. Творческая мысль социолога тоже работает над отвлечением от несущественного при построении какой-нибудь главной конструкции: программы исследования, теоретической модели, системы показателей и индикаторов, инструментария и даже отдельной фразы и т.д. Как известно, предложения при подготовке того же анализа данных могут представлять собой либо витиеватые сложные выражения, в которых порой теряется смысл, либо унылую односложность. Словесная форма абстракции сввязана с искусством речи. Специфика абстрактного объекта определяется спецификой абстракции. Различают несколько типов абстракции: 1) абстракция отождествления, или обобщающая абстракция, в результа те которой выделяется общее свойство исследуемых объектов. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике. Например, взаимно однозначное соответствие между множествами характеризуется тремя важнейшими свойствами: симметричностью, транзитивностью и рефлексивностью. Если между определенными объектами существуют отношения с данными свойствами, то с помощью такого отношения, аналогичного равенству, выделяется некоторое общее свойство, присущее всем этим объектам; 2) абстракция аналитическая, или изолирующая, в результате которой четко фиксируются свойства объектов, обозначаемые определенным именем («теплоемкость», «растворимость», «непрерывность», «четность», «наследственность» и др.); 3) абстракция идеализирующая, или идеализация, в результате которой образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ», «абсолютно черное тело», «прямая» и др.); 4) абстракция актуальной бесконечности (отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, т.е. бесконечные множества рассматриваются как конечные); 5) абстракция потенциальной осуществимости (отвлечение от реальных границ наших возможностей, нашей ограниченности собственной конечностью, т.е. предполагается, что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе деятельности). Иногда как особый тип выделяют абстракцию конструктивизации (отвлечение от неопределенности границ реальных объектов, их «огрубление» с целью схватывания в «первом приближении». Пределами или интервалами абстрагирования как обобщенного образа являются интерпретации (например, понятие мнимого числа) и информационная полнота (наличие семантической интерпретации и осмысление на материальных моделях). Конкретное — реально существующее, вполне определенное, точное, предметное, вещественное, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений. Конкретное в мышлении — это содержание понятий, отражающих предметы или явления в их существенных признаках; деление понятий на конкретное и абстрактное в логике есть следствие различения отображения предмета и его свойства. Социологи часто используют абстракции аналитического типа («прозрачность зла», «информационная проницаемость», «магическая пуля»), типа идеализации (совершенный, полный инструментарий, абсолютное или идентичное отражение реальности), типа актуальной бесконечности (бесконечные множества рассматриваются как конечные — для достижения эффекта измерения); типа потенциальной осуществимости (эта форма абстракции реализуется при ограничении количества методов получения данных, глубины познания процессов). [21].

Источник: Словарь по социологии коммуникации.