АБСУРД

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

абсурд
1) внутренняя противоречивость утверждения; 2) по Ж.П. Сартру - характеристика отношений человека с миром, враждебном человеческой природе, лишенном «смысла». – Литература: Sartre, Jean-Paul. Critique of Dialectical Reason. London, NLB, 1963.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

АБСУРД
от лат. absurdus - нелепый) - англ. absurd/absurdity; нем. Absurditat /Unsinn. 1. Выражение противоречивое или лишенное смысла. 2. В формальной логике -определение противоречивое либо к такому сводимое при помощи правил умозаключений (reduc-tio ad absurdum). 3. В экзистенциализме - бессмысленность и трагическая противоречивость, характеризующая существование человека.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

АБСУРД
лат. ad absurdum - исходящий от глухого) - термин интеллектуальной традиции, обозначающий нелепость, бессмысленность феномена или явления. (Разработку "философии А." в первую очередь принято ассоциировать с экзистенциализмом Ж.-П. Сартра.) Понятие "А." стало использоваться экзистенциализмом как атрибутивная характеристика отношений человека с миром, лишенным "смысла" и враждебным человеческой индивидуальности: не стоит придавать смысл всему тому, что происходит. Осознание отчуждения человека от мира и самоотчуждения индивида порождает "абсурдное сознание" (А.Камю). Согласно сознанию такого типа, адекватная коммуникация с "другими" невозможна: взгляд иных невыносим, эти "другие" суть посюсторонний ад. Любая попытка покинуть эту ситуацию А. - по определению абсурдна сама по себе. Лишь Существование (а не Бытие) реально, но это - реальность прибрежного песка, зыбкая и ненадежная. Свобода абсолютна, все безразличны друг другу - выбор не обсуждаем, он неизбывно задан. Единственный не-А., согласно экзистенциализму, - постоянная честность перед самим собой, готовность к помощи любому человеческому существу. Эта единственная деятельность, достойная уделосоразмерного выбора. Либо помощь несчастным и убогим, либо самоубийство - такова альтернатива, по Сартру, подножия "Стены", стены А. Понятие А. нередко использовалось в середине 20 ст. и для критики претензий научного разума, бессильного перед непостижимостью мира, которую можно постичь лишь через кардинальную переинтерпретацию подходов и установок традиционного естествознания, либо через художественное сознание. Тема А. была присуща творчеству С.Беккета, Э.Ионеско, С.Дали, А.Тарковского и мн. др. В традиционной логике "доведение до А." предполагает доказательство внутренней противоречивости утверждения. В повседневной жизни понятием "А. " принято обозначать утрату субъектом действия его смысла. При условии недостаточности инструментария и информации для адекватной оценки ситуации и принятия сбалансированного решения, как "абсурдную" оценивают саму ситуацию.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

Абсурд
(от лат. ab-surdus – нелепый, неблагозвучный, несообразный). Абсурд. Absurdity (nonsense). 1. Способность индивида к бессмысленным, взаимоисключающим действиям (абсурдность поведения, мыслей и т. д.), основанная на неадекватном социальном опыте, несистематизированных знаниях и представлениях об окружающей социальной действительности. 2. Согласно экзистенциалистской социальной философии – характеристика положения человека в обществе. Будучи личностью и с целью сохранения своего личностного начала, индивид постоянно должен находиться в состоянии конфликта с обществом как средством своего бытия или условием реализации личностных качеств. Индивид является человеком только в обществе и только в нем он может быть свободным, но индивид стремится быть свободным от общества (от участия в социальных преобразованиях), что и является абсурдным. 3. Согласно марксизму, А. есть логика, отражающая логику абсурдности вырождающегося капитализма, где человек вынужден жить в условиях целого набора противоречий, главным из которых, есть, например, противоречие между общественной сущностью человека и частнособственническим существованием (способом жизни). Преодоление подобной социальной абсурдности можно достичь путем обеспечения свободы как осознанной необходимости, которая означает необходимость познания необходимости и согласования с ней своих практически-политических действий. Такая позиция индивида в отношении к миру означает не только подчинение себя социальной необходимости (законам социального развития), но и подчинение данной необходимости себе, т. е. расширение поля свободы. Таким образом, осознание необходимости есть процесс обретения индивидом важнейшего социально значимого качества – сознательности как показателя процесса становления индивида личностью, сознательным субъектом исторического процесса. А. для такой позиции есть создаваемые современным обществом, структурированным по социально-классовому признаку, препятствия для становления индивида личностью. Эти препятствия и должны быть уничтожены, что означает преодоление социального абсурдизма и установление нормальной жизни, согласной с традициями и социальным опытом.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Флэш-моб по-ярославски: абсурд в «Маленьком мегаполисе»

Гудкова Анастасия Алексеевна
Читать PDF
0.00 байт

Абсурд как социальный феномен

Гуревич Павел
Читать PDF
0.00 байт

Абсурд повседневной жизни1

Тремаскина И.В.
Читать PDF
0.00 байт

Абсурд «Крепчал», или о реакции на Западе на Российский закон, запрещающий гей-пропаганду среди дете

Хмелевский Сергей Владимирович
Читать PDF
0.00 байт

Культурный код России как препятствие инновациям: констатация или абсурд?

Антипов А.А.
В работе дан ответ на вопрос, является ли культурная специфика России препятствием для реализации классической модели инновационного развития.
Читать PDF
0.00 байт

Исследование фона: абсурд как средство выражения смысла

Лапатин Вадим Альбертович
В статье рассматривается проблема языкового абсурда в контексте аналитической философии. Для последней характерно притязание исключить из научного языка абсурдность и двусмысленность.
Читать PDF
0.00 байт

Абсурд как эстетический экзистенциал субъекта постмодерна

Воротилин Александр Григорьевич
Статья посвящена рассмотрению функционально-онтологических аспектов феномена абсурда в новейшей философской традиции.
Читать PDF
0.00 байт

Абсурд в гламурных практиках социального

Яковлева Елена Людвиговна
Объектом исследования стали практики гламурного социального, приобретающие сегодня абсурдный модус. Сама идеология гламура, базирующаяся на вечности красоты, молодости и богатства в пределах человеческой жизни, абсурдна.
Читать PDF
0.00 байт

«Абсурд и вокруг»: построение типологической модели

Антонова Ирина Борисовна
В статье предпринята попытка теоретического осмысления абсурда как атрибутивной черты социально-политической действительности.
Читать PDF
0.00 байт

Ситуации абсурда в социальной действительности

Зенина Оксана Юрьевна
Ситуация абсурда в общественной жизни включает значения: а) как эстетическая категория; б) логический абсурд; в) метафизический абсурд.
Читать PDF
0.00 байт

Эффект абсурда в политическом дискурсе (на примере межнациональной коммуникации)

Михальков Глеб Михайлович
Целью работы является рассмотрение специфики политического дискурса в аспекте проблемы абсурда.
Читать PDF
0.00 байт

«Полное затмение»: фильм Андрея Лошака как зерка- ло русского абсурда

Вокуев Николай Евгеньевич
Статья посвящена «мокументальному» сериалу Андрея Лошака «Россия. Полное затмение».