АБСУРД
абсурд
1) внутренняя противоречивость утверждения; 2) по Ж.П. Сартру - характеристика отношений человека с миром, враждебном человеческой природе, лишенном «смысла». – Литература: Sartre, Jean-Paul. Critique of Dialectical Reason. London, NLB, 1963.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
АБСУРД
от лат. absurdus - нелепый) - англ. absurd/absurdity; нем. Absurditat /Unsinn. 1. Выражение противоречивое или лишенное смысла. 2. В формальной логике -определение противоречивое либо к такому сводимое при помощи правил умозаключений (reduc-tio ad absurdum). 3. В экзистенциализме - бессмысленность и трагическая противоречивость, характеризующая существование человека.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
АБСУРД
лат. ad absurdum - исходящий от глухого) - термин интеллектуальной традиции, обозначающий нелепость, бессмысленность феномена или явления. (Разработку "философии А." в первую очередь принято ассоциировать с экзистенциализмом Ж.-П. Сартра.) Понятие "А." стало использоваться экзистенциализмом как атрибутивная характеристика отношений человека с миром, лишенным "смысла" и враждебным человеческой индивидуальности: не стоит придавать смысл всему тому, что происходит. Осознание отчуждения человека от мира и самоотчуждения индивида порождает "абсурдное сознание" (А.Камю). Согласно сознанию такого типа, адекватная коммуникация с "другими" невозможна: взгляд иных невыносим, эти "другие" суть посюсторонний ад. Любая попытка покинуть эту ситуацию А. - по определению абсурдна сама по себе. Лишь Существование (а не Бытие) реально, но это - реальность прибрежного песка, зыбкая и ненадежная. Свобода абсолютна, все безразличны друг другу - выбор не обсуждаем, он неизбывно задан. Единственный не-А., согласно экзистенциализму, - постоянная честность перед самим собой, готовность к помощи любому человеческому существу. Эта единственная деятельность, достойная уделосоразмерного выбора. Либо помощь несчастным и убогим, либо самоубийство - такова альтернатива, по Сартру, подножия "Стены", стены А. Понятие А. нередко использовалось в середине 20 ст. и для критики претензий научного разума, бессильного перед непостижимостью мира, которую можно постичь лишь через кардинальную переинтерпретацию подходов и установок традиционного естествознания, либо через художественное сознание. Тема А. была присуща творчеству С.Беккета, Э.Ионеско, С.Дали, А.Тарковского и мн. др. В традиционной логике "доведение до А." предполагает доказательство внутренней противоречивости утверждения. В повседневной жизни понятием "А. " принято обозначать утрату субъектом действия его смысла. При условии недостаточности инструментария и информации для адекватной оценки ситуации и принятия сбалансированного решения, как "абсурдную" оценивают саму ситуацию.
А.А. Грицанов
А.А. Грицанов
Источник: Социология: энциклопедия
Абсурд
(от лат. ab-surdus – нелепый, неблагозвучный, несообразный). Абсурд. Absurdity (nonsense). 1. Способность индивида к бессмысленным, взаимоисключающим действиям (абсурдность поведения, мыслей и т. д.), основанная на неадекватном социальном опыте, несистематизированных знаниях и представлениях об окружающей социальной действительности. 2. Согласно экзистенциалистской социальной философии – характеристика положения человека в обществе. Будучи личностью и с целью сохранения своего личностного начала, индивид постоянно должен находиться в состоянии конфликта с обществом как средством своего бытия или условием реализации личностных качеств. Индивид является человеком только в обществе и только в нем он может быть свободным, но индивид стремится быть свободным от общества (от участия в социальных преобразованиях), что и является абсурдным. 3. Согласно марксизму, А. есть логика, отражающая логику абсурдности вырождающегося капитализма, где человек вынужден жить в условиях целого набора противоречий, главным из которых, есть, например, противоречие между общественной сущностью человека и частнособственническим существованием (способом жизни). Преодоление подобной социальной абсурдности можно достичь путем обеспечения свободы как осознанной необходимости, которая означает необходимость познания необходимости и согласования с ней своих практически-политических действий. Такая позиция индивида в отношении к миру означает не только подчинение себя социальной необходимости (законам социального развития), но и подчинение данной необходимости себе, т. е. расширение поля свободы. Таким образом, осознание необходимости есть процесс обретения индивидом важнейшего социально значимого качества – сознательности как показателя процесса становления индивида личностью, сознательным субъектом исторического процесса. А. для такой позиции есть создаваемые современным обществом, структурированным по социально-классовому признаку, препятствия для становления индивида личностью. Эти препятствия и должны быть уничтожены, что означает преодоление социального абсурдизма и установление нормальной жизни, согласной с традициями и социальным опытом.