АДАПТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения профессиональных функций.
Профессиональная адаптация
вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности.
Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов
АДАПТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
успешное овладение профессией, привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации. Проявляется в определенном уровне владения профессиональными знаниями, навыками и умениями.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Адаптация профессиональная
(от лат. adaptatio – приспособление и лат. professio – специальность, занятие). Адаптація професіональна. Professional adaptation. Процесс и результат приспособления индивида к новому месту работы, условиям и организации труда, чему способствует комплекс его личностных и деловых (профессиональных качеств), а именно: сообразительность, коммуникабельность, способность принимать самостоятельные решения, брать ответственность на себя и пр.
АДАПТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, новым условиям, усвоение им производственно-технических, социальных и корпоративных норм поведения и образа жизни, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей.
Критериями адаптации являются время, затраченное на вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, и характер усвоенных способов профессионального поведения, профессионального самоопределения, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций, задач. По уровню различают А.п. первичную (отсутствует трудовой опыт) и вторичную (имеется опыт профессиональной деятельности, но изменяется сфера деятельности или профессиональная роль). Виды А.п.: психофизиологическая, социально-психологическая, профессиональная, общественно-организационная, культурно-бытовая.
О.Г. Прохорова
Лит.: Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. 2-е изд. М.: Изд-во РГСУ, 2008; Фирсов М.В., Студенова Е.Г., Наместникова И.В. Введение в профессию “Социальная работа”: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2011; Червякова Г.А. Введение в профессию “Социальная работа”:
Учебник. М.: ИЦ “Академия”, 2012.
Критериями адаптации являются время, затраченное на вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, и характер усвоенных способов профессионального поведения, профессионального самоопределения, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций, задач. По уровню различают А.п. первичную (отсутствует трудовой опыт) и вторичную (имеется опыт профессиональной деятельности, но изменяется сфера деятельности или профессиональная роль). Виды А.п.: психофизиологическая, социально-психологическая, профессиональная, общественно-организационная, культурно-бытовая.
О.Г. Прохорова
Лит.: Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. 2-е изд. М.: Изд-во РГСУ, 2008; Фирсов М.В., Студенова Е.Г., Наместникова И.В. Введение в профессию “Социальная работа”: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2011; Червякова Г.А. Введение в профессию “Социальная работа”:
Учебник. М.: ИЦ “Академия”, 2012.
АДАПТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
процесс и результат приспособления индивида к требованиям профессии, усвоения им профессиональных и социальных норм поведения, необходимых 22 для выполнения трудовых функций. А. п. связывают обычно с начальным этапом профессионально-трудовой деятельности человека. Однако фактически она начинается еще во время обучения профессии, профессионального образования, когда не только усваиваются знания, навыки, правила и нормы поведения, но складывается характерный для работников той или иной профессии стиль жизни. Общая длительность периода А. п. зависит как от особенностей конкретной профессии, так и от индивидуальных способностей человека, его склонностей и интересов. Степень А. п. может быть измерена социологическими и психологическими методами. В социологическом исследовании используются показатели, характеризующие количественные и качественные результаты труда, отношение работника к характеру, содержанию и условиям трудовой деятельности, его включенность в трудовой коллектив, ориентацию на сохранение или перемену места работы, профессии, повышение квалификации и др. Результаты социологических исследований А. п. используются в ходе подготовки, подбора и расстановки кадров, в организационной и воспитательной работе с молодежью.
Лит.: Рабочий и инженер. – М., 1985; Социальные аспекты интенсификации труда и подготовки инженеров. – Л., 1989; Корель Л. В. Социология адаптаций: Вопросы теории, методологии и методики. – Новосибирск, 2005. Г. Н. Соколова
Лит.: Рабочий и инженер. – М., 1985; Социальные аспекты интенсификации труда и подготовки инженеров. – Л., 1989; Корель Л. В. Социология адаптаций: Вопросы теории, методологии и методики. – Новосибирск, 2005. Г. Н. Соколова
Источник: Экономико-социологический словарь.