процесс активного социально-психологического приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Соотношение этих двух компонентов определяет характер поведения и зависит от целей и ориентации ценностей индивида и от возможностей личности в достижении оптимальной социализации в общественной среде. В результате достигается формирование самосознания и ролевого поведения, самоконтроля и самообслуживания, способности к позитивной коммуникации с другими людьми, адекватному восприятию своих поступков и реакции окружения.
А.с.-п. идет непрерывно, этот термин обычно связывается с периодами кардинальных изменений деятельности индивида в социуме с учетом социальных требований этого социума.
Основные типы социально-психологического адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида:
— тип активный — преобладает активное воздействие на социальную среду;
— тип пассивный — пассивное принятие целей и ценностных установок социально значимой группы.
Важный аспект А.с.-п. — это принятие индивидом социальной роли. Эффективность А.с.-п. зависит от того, насколько адекватно воспринимает себя и свои социальные роли индивидуум, есть ли нарушение в социальных связях, насколько сильно влияет психотип личности на взаимоотношения, помогают ли индивидуально-личностные особенности индивида социальной адаптации или, напротив, психотип личности склонен к излишней индивидуализации, что может привести к деструктивным отношениям с окружением. Искаженное и малоразвитое представление о себе ведет к социальной дезадаптации, крайним выражением которой является аутизм.
Процесс А.с.-п. протекает по всем четырем направлениям человеческой деятельности: познавательному, преобразовательному, ценностно-ориентационному и коммуникативному. В норме все эти направления адаптации образуют целостную динамичную систему, в которой каждое из них гармонично сочетается с остальными. С динамической и энергетической сторон процесс адаптации характеризуется пластичностью и интенсивностью. При этом значительная часть адаптационных возможностей не используется, образуя резервный фонд, который мобилизуется для адаптации в экстремальных ситуациях. Однако в экстремальных условиях не все личности одинаково формируют свою приспособительную тактику. Одни, наиболее устойчивые, за счет пластичности и резервов сохраняют прежний общий (нормальный) уровень адаптации, другие — снижают этот уровень, но без его существенной деформации по всем четырем направлениям деятельности. Объективно социально-психологическая дезадаптация проявляется в поведении, субъективно — в широкой гамме психоэмоциональных сдвигов. Социально-психологическая дезадаптация в динамике проходит две фазы: преддиспозиционную и суицидальную. Первая не служит единственной детерминантой суицидального поведения. Решающее значение для перехода этой фазы в суицидальную имеет конфликт, который занимает центральное положение в структуре суицидального акта.
В западной социальной психологии вопрос А.с.-п. разрабатывается в рамках ориентации на необихевиоризм и психоанализ, которые связаны с культурной антропологией и психосоматической медициной. Главное внимание там уделяется нарушениям А.с.-п. — невротизации личности, психосоматическим расстройствам, алкоголизации и наркомании как формам нарушения социальной адаптации, когда сама личность не нашла комфортной ниши в социуме для самореализации. Основное направление в А.с.-п. нацелено на коррекцию и реабилитацию дезадаптированной личности.
Т.А. Митина
Лит.: Антология социальной работы / Сост. М.В. Фирсов. Т. 2: Феноменология социальной патологии. М.: Сварогъ, 1995; Большая психологическая энциклопедия / А.Б. Альмуханова и др. М.: Эксмо, 2007.