Понятие “адаптация” (от лат. adapto — приспособляю) заимствовано из биологии и означает приспособление, приноровление к окружающей среде. А.т. — это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором, в отличие от биологического, и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. В данной ситуации возможны три пути развития событий:
1) личность в большей степени повлияет на трудовую среду, а влияния трудовой среды окажутся незначительными;
2) среда окажет большее воздействие на личность, при этом возможно изменение поведения личности;
3) сопоставимое взаимное влияние личности и среды друг на друга.
Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива, тем самым подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения.
Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к трудовой организации данного предприятия. Трудовая организация, исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и трудовая организация взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс А.т. Таким образом, А.т. — двухсторонний процесс — между личностью и новой для нее социальной средой.
Адаптированность человека в конкретной трудовой среде проявляется:
— в его поведении;
— показателях трудовой деятельности, эффективности труда (его количестве, качестве);
— усвоении социальной информации и ее практической реализации;
— росте всех видов активности (трудовой, общественно-политической, познавательной);
— удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности (содержанием труда, заработной платой, организацией труда, условиями труда, морально-психологическим климатом в организации, возможностью общеобразовательного и профессионального роста и т.д.).
А.т. имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, общественно организационной культурно-бытовой и психофизиологической адаптации.
Виды А.т.:
1. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Профессиональная адаптация во многом выражается в ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессионального мастерства, сноровки, необходимых для качественного выполнения трудовых обязанностей.
2. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождении в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации.
3. Общественно-организационная адаптация означает освоение новыми членами трудового коллектива структуры организационной системы, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и отдыха и т.д.
4. Культурно-бытовая адаптация — это участие новых членов коллектива в традиционных для данного предприятия культурных мероприятиях вне рабочего времени. Характер этого вида А.т. определяется уровнем культуры производства, развитием его инфраструктуры, общим уровнем развития членов организации, которые связаны не только отношениями по работе, но и совместным досугом.
5. Психофизиологическая адаптация — это процесс освоения человеком совокупности условий труда. В современном производстве морально стареют не только техника и технологии, но и санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки. Улучшение санитарно-гигиенических условий труда и быта работников, появление все большего количества удобных и современных квартир, одежды, предметов туалета не может не сказаться на производственной деятельности. Современный работник чутко реагирует на любые изменения субъективно воспринимаемых им санитарно-гигиенических норм комфорта, ритма труда и т.д. Материалы многих исследований свидетельствуют о том, что для рабочих вопросы, связанные с санитарно-гигиеническими нормами комфорта, весьма актуальны.
Также А.т. подразделяется:
— на первичную (при первоначальном вхождении работника в производственную среду);
— вторичную (при смене рабочего места без смены или со сменой профессии или при существенных изменениях среды).
Выделяют стадии процесса А.т., с которыми работник сталкивается в процессе трудовой деятельности:
1. Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе.
2. Стадия приспособления, когда работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.
3. Стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой.
4. Идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации, предприятия, фирмы, акционерного общества, кооператива и т.д.
По характеру идентификации различают три категории работников:
— безразличные; — частично идентифицированные; — полностью идентифицированные.
Ядро любой трудовой организации составляют полностью идентифицированные работники. Как правило, это ядро составляют наиболее квалифицированные и добросовестные работники. Скорость адаптации зависит от многих факторов. Нормальный срок адаптации для разных категорий работников составляет от одного года до трех лет. Неумение войти в трудовую организацию, адаптироваться в ней вызывает явление производственной и социальной дезорганизации.
Факторы А.т. включают в себя условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты этого процесса. Факторы А.т. подразделяют:
— на объективные — это факторы (в трудовой организации — связанные с производственным процессом), которые в меньшей степени зависят от работника: уровень организации труда, механизация и автоматизация производственных процессов, санитарногигиенические условия труда, размер коллектива, расположение предприятия, отраслевая специализация и т.д.;
— субъективные (личностные) — это характеристики работника: социально-демографические (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и т.д.); социально-психологические (уровень притязаний, готовность трудится, практичность, быстрота ориентации в производственной ситуации, самоконтроль и умение действовать рационально, коммуникабельность, восприятие самого себя и способность формировать у других чувство ответственности и т.д.); социологические (степень профессионального интереса, степень моральной и материальной заинтересованности в эффективности и качестве труда, наличие установки на повышение квалификации и образования и т.д.).
Т.А. Митина
Лит.: Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология: Краткий энциклопедический словарь. М.: Юридическая литература, 2007; Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 1999; Организация, управление, администрирование в социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: Юрайт, 2014; Ромашов О.В. Социология труда: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2003.