зависимость от определенных веществ, предметов, видов деятельности. Существуют химические и нехимические формы аддикции. Нехимические формы аддикции: азартные игры (гемблинг), сексуальная, любовная аддикция, аддикция к трате денег, интернет-аддикция, гаджетаддикция (мобильный телефон, С – плеер, портативный компьютер и др.), зависимость от деструктивных культов и пр. Промежуточное место занимает аддикция к еде (переедание или голодовка).
Химические формы аддикции – алкоголизм, наркомания; употребление лекарственных средств в дозах, превышающих терапевтические, употребление галлюциногенов, а также препаратов бытовой химии. Разные формы аддикции имеют специфические особенности и проявления, но все они создают серьезную угрозу для физического и психического здоровья не только самих аддиктов, но и для тех, кто их окружает. Формирование аддиктивного поведения начинается на эмоциональном уровне. Группой риска становятся люди с низкими адаптивными возможностями, а также нестойкие перед разного рода стрессорами подростки, которые проявляют постоянное неудовольствие своей жизнью, собой и окружением. На следующем этапе формирования аддиктивного поведения определяется частота его реализации. Провоцировать аддикцию могут любые события, которые вызывают душевное беспокойство, тревогу, чувство психологического дискомфорта. Следующий этап развития аддиктивного поведения характеризуется тем, что его ритм становится стереотипным. Мотивация искусственного изменения своего психологического состояния становится настолько интенсивной, что заинтересованность проблемами людей из ближайшего окружения теряет свое значение. На этапе доминирования аддиктивного поведения – происходит полное погружение в аддиктивный процесс, окончательное отчуждение и изоляция от общества.
Последний этап имеет характер катастрофы. Аддиктивное поведение разрушает и психику, и биологические процессы; настает период общего кризиса и духовного опустошения. Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к жизненным проблемным ситуациям: сложные социально-экономические условия, разочарование, крах идеалов, конфликты в семье и других социальных группах, потеря близких, резкое изменение обычных стереотипов и др. Определяют следующие этапы профилактической деятельности: - диагностический – диагностика личностных особенностей, которые могут влиять на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, неспособность к эмпатии, некоммуникабельность, эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, направленность на поиск впечатлений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, характере семейных отношений, об увлечениях ребенка; - информационно-просветительский – расширение компетенции людей, склонных к аддиктивному поведению в таких направлениях, как психосексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, конфликтов и др.; - тренинги с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения; тренинги, направленные на формирование и развитие навыков работы над собой. Профилактика аддиктивного поведения должна осуществляться во всех сферах жизни: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом. Наравне с экологическими проблемами окружающей среды аддиктивное поведение становится реальной угрозой экологии личностных ресурсов, являющихся важной составляющей полноценного функционирования общества и дальнейших перспектив его развития.
0.00 байт
Молодежная интернет-аддикция как экзистенциональная проблема
В центре внимания данной статьи проблемы молодежной Интернет-аддикции. Исследование базируется на материалах социологических опросов казахстанской молодежи.