Adler) Альфред (1870-1937) - австр. психолог и психиатр, один из предшественников неофрейдизма, создатель т.н. "индивидуальной психологии". В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, А. вводит в объяснение соц. фактор: характер человека складывается под воздействием его "жизненного стиля", т. е. сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в к-рой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации "комплекса неполноценности" (А. первым вводит этот термин). Исследовал инстинкт, ввел понятие агрессивного поведения. В 20-30-е гг. "индивидуальная психология" получила широкое распространение, особенно в США. Основные термины и концепции используются до настоящего времени нек-рыми представителями со-циологии понимающей (см.). Соч.: Индивидуальная психология. М, 1995; Наука жить М., 1997; Понять природу человека. СПб., 1997. С. М. Митина.
АДЛЕР Альфред
АДЛЕР АЛЬФРЕД
Источник: Российская социологическая энциклопедия
АДЛЕР Альфред
1870-1937) - австрийский врач, психолог, социолог и психиатр. Доктор медицины, профессор психологии Колумбийского университета (1929). Основатель индивидуальной психологии. Основные сочинения: "Нервный темперамент" (1912), "Познание людей" (1917), "Практика и теория индивидуальной психологии" (1920), "Наука жить" (1929), "Смысл жизни" (1933) и др. Примкнул к кружку З.Фрейда в 1902. В работе "О неполноценности органов" (1907) сформулировал концепцию болезни как нарушения баланса в отношениях органа и среды, которое организм стремится компенсировать. Полагал, что в основании психопатологических репертуаров человеческого поведения лежит идея компенсации чувства неполноценности - результат реализации неосознаваемого стремления к превосходству.
Идея и принцип компенсации и сверхкомпенсации стали одним из оснований учения А. А. отвергал фрейдистские мотивы особой акцентации роли и значения сексуальности и бессознательного психического в жизни людей, не усматривая жесткого водораздела и конфликтов бессознательного и сознания в психике человека. А. считал особенно важным уделять внимание социальным составляющим, а также (пусть даже и не осознаваемым) целям поведенческих мотиваций. Основные движущие силы развития человеческого характера, по А., обусловлены целостной совокупностью целенаправленных стремлений, отражающих потребность в самоутверждении, успехе, превосходстве, совершенстве, чувстве общности и формирующихся в детстве. Особую популярность снискала идея и термин А. "комплекс неполноценности" . Преодоление этого чувства А. связывал с тенденцией "стремления к власти" и (значительно позднее) с установкой "стремления к общности". Недостаточная либо извращенная компенсация чувства неполноценности, согласно А., приводит к неврозам. В дальнейшем А. корректирует некоторые прежние установки, отказывая компенсации и чувству неполноценности в статусе универсальных механизмов и источников развития личности . также: Комплекс неполноценности.
А.А. Грицанов
Идея и принцип компенсации и сверхкомпенсации стали одним из оснований учения А. А. отвергал фрейдистские мотивы особой акцентации роли и значения сексуальности и бессознательного психического в жизни людей, не усматривая жесткого водораздела и конфликтов бессознательного и сознания в психике человека. А. считал особенно важным уделять внимание социальным составляющим, а также (пусть даже и не осознаваемым) целям поведенческих мотиваций. Основные движущие силы развития человеческого характера, по А., обусловлены целостной совокупностью целенаправленных стремлений, отражающих потребность в самоутверждении, успехе, превосходстве, совершенстве, чувстве общности и формирующихся в детстве. Особую популярность снискала идея и термин А. "комплекс неполноценности" . Преодоление этого чувства А. связывал с тенденцией "стремления к власти" и (значительно позднее) с установкой "стремления к общности". Недостаточная либо извращенная компенсация чувства неполноценности, согласно А., приводит к неврозам. В дальнейшем А. корректирует некоторые прежние установки, отказывая компенсации и чувству неполноценности в статусе универсальных механизмов и источников развития личности . также: Комплекс неполноценности.
А.А. Грицанов
Источник: Социология: энциклопедия