АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА (АР)

Найдено 1 определение
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА (АР)
целерациональное изменение (переустройство, преобразование) системы государственного управления. АР вызывается различными причинами: социальными, политическими, экономическими. Среди них особо следует выделить такие как кризис административного государства, изменение роли органов государственной власти в процессе регулирования экономических отношений, усиление дисфункциональности в процессах управления, снижение доверия населения к органам власти и управления, рост бюрократизма и коррупции в государственном аппарате и т.п. Цель АР обычно состоит в оптимизации функций органов государственной власти и повышении эффективности работы государственных служащих. АР представляет собой хорошо продуманный организованный процесс, включающий в себя целеполагание, планирование и прогнозирование, выбор адекватных вызовам средств и методов государственного управления, перевод оценки работы государственного аппарата по конечным социальным результатам. В западных демократиях в основу реформирования государственного управления положена концепция эффективного, «малозатратного» государства, предполагающая переход от государственного администрирования к государственному менеджменту, назначение которого состоит в рациональном расходовании ресурсов, сокращении государственных расходов. В то же время в центр реформы ставится проблема эффективности во всех ее формах – экономической, социальной и организационной. Она направляется на экономию государственных средств,на повышение значимости оценки деятельности государственных служащих со стороны различных групп населения, на формирование инновационного стиля управленческой деятельности. Преобразования системы государственного управления в современной России включают реформу государственной службы, как составную часть АР, и бюджетную реформу. Правовую основу АР в РФ в последние годы составили: Концепция реформирования системы государственной службы РФ (2001), Федеральная программа реформирования государственной службы РФ (2003–2005), Концепция Административной реформы на 2006-2008 гг., Федеральная программа реформирования государственной службы РФ на 2009–2013 гг. Обращает на себя внимание явный разрыв между грандиозными задачами этих проектов и их слабой реализацией. Так на первом этапе АР в России (1997–2000) ставились задачи принципиального изменения организации и функционирования исполнительной власти; законодательного закрепления строгой типологии органов и учреждений государственного управления; упорядочения отношений территориальных и центральных органов исполнительной власти; обеспечения единства федеративного государства. Второй этап АР (2000–2005) был связан с совершенствованием процедур и регламентацией деятельности государственных органов и государственной службы; рационализацией структур и функций органов государственного управления; завершением процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; оптимизацией форм государственного регулирования в сфере экономики; развитием местного самоуправления; совершенствованием оплаты труда государственных служащих; разработкой механизмов ротации кадрового состава государственной службы; формированием механизмов разрешения межведомственных конфликтов. Третий этап АР (начиная с 2006) предполагал: обновление законодательства по вопросам государственного управления; упорядочение системы органов государственной власти; дальнейшую оптимизацию функций государственных органов; повышение качества и доступности государственных услуг; создание системы управления государственной службой; модернизацию государственного аппарата; сокращение штатного состава государственных служащих за счет рационализации функций государственного управления; формирование высококвалифицированного кадрового состава государственной службы; развитие системы подготовки кадров для государственной службы и системы дополнительного профессионального образования; разработку антикоррупционных механизмов. К сожалению, в ходе АР так и не были изжиты явления бюрократизма, затратности государственного аппарата, избыточности и дублирования функций, как и многие другие, традиционные для российской модели управления ,“ недостатки “ Одной из причин такого положения дел является внутриаппаратный характер управления реформированием. См. также: Государственная служба.
Лит. Асцатуров Г.Е. Государственная служба как социальный институт. М., 2007; Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России. М., 2008; Государственная политика и управление. Ч. 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления. Под ред. Л.В. Сморгунова. М., 2007; Лобанов В.В. Современные административные реформы. М., 2007; Оболонский А.В. Бюрократия для ХХI века. Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. М., 2002. В.В. Огнева

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.