АДМИНИСТРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ А. ФАЙОЛЯ

Найдено 1 определение
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ А. ФАЙОЛЯ
одна из первых целостных рационально-нормативистских теорий организации и управления промышленным предприятием, имеющая мощный социальный компонент (см.: Естественная модель в теории организации; Нормативистские подходы в теории организации). Она создана на рубеже XJX – XX вв. в рамках классической школы французским промышленником А. Файолем (см. Классическая школа организации и управления).
Согласно этой теории управление определяется как «ведение предприятия к определенной цели», при котором «извлекается максимум из имеющихся в распоряжении организации ресурсов» (см. Целеполагание в организации). В качестве объекта управления рассматриваются следующие сферы деятельности: техническая, коммерческая, финансовая, защитная, бухгалтерская, административная. Административная сфера определяется как базовая и связана с управлением персоналом (см. Персонал в организации).
Содержание теории организации и управления вообще и административного управления в частности сводится к двум проблемам деятельности администрации: что делать (функции управления) и как делать (принципы управления). При этом все функции управления рассматриваются как универсальные, обязательные для руководителя любого уровня, хоти их соотношение и изменяется на разных уровнях управления (исключение одной из них разрушило бы всю логику управления), а принципы управления — как относительно более гибкий компонент системы управления. Принципы управления — это постоянно пополняющийся перечень положений, обобщающих практику руководителя. Функции управления трактуются как основа «науки администрирования», а принципы управления — как основа «искусства администрирования».
А. Файоль выделял пять универсальных функций (ветотерминологии — «стабильных элементов» управления): предвидение, организация, распорядительство, координация, контроль (см. Функции (или элементы) управления), а также определил перечень универсальных принципов управления: власть; дисциплина; единство командования; единство руководства; подчинение индивидуальных и ведомственных интересов обшей цели; вознаграждение; централизация; иерархия; порядок; равенство; стабильность персонала; инициатива; корпоративный дух (см.: Управленческая ситуация; Власть в организации; Руководство; Принцип единоначалия; Иерархия).
Организация в качестве одной из пяти предложенных им универсальных функций управления трактуется как процесс создания материальных и социальных предпосылок для целенаправленной управленческой деятельности. При этом отмечается мощная социальная составляющая функции организации, обусловленная процессом формирования структур управления под цель, «обоснованием места каждого в структуре управления» (см. Структура организации). В результате этого процесса создастся иерархическая система управления (социальная организация), рассматриваемая им как специфическая целостность и единый «социальный организм» (см. Социальная организация). В этом пункте А. Файоль предвосхитил системный взгляд на природу организации.
Логика формирования организационной структуры определяется, с его точки зрения, по формуле – «место для каждого и каждому свое место». В трактовке организационной иерархии системное видение управления базируется на принципах разделения труда и координации (см.: Разделение труда в организации; Координация в организации). В этом свете особое значение приобретают принципы единоначалия и власти. Первый принцип означает, что работник может получать приказы только от одного лица. Характеризуя второй принцип, А. Файоль выделял два типа власти: власть, связанная со спецификой должности, т. е. формальная (в современной терминологии); персональная власть, связанная с индивидуальными качествами, т. е. неформальная (см.: Формальная (официальная) организация; Неформальная организация; Авторитет в организации). Он считал, что чем выше уровень власти, тем шире сфера компетенции и ответственности и тем в большей степени деятельность руководителя выражается в собственно административной деятельности и в меньшей связана с другими специализированными областями деятельности (см.: Власть в организации; Принцип единоначалия).
С учетом необходимости разделения труда в рамках управленческой деятельности А. Файоль выделял две принципиально различные группы работников, занятых в этой сфере: линейные специалисты, выполняющие административную деятельность, т. е. непосредственно занятые в системе управления предприятием (их взаимоотношения строятся на принципах традиционной линейной структуры организации); узкие функциональные специалисты, работающие в рамках специализированных функциональных служб и занятые формированием условий для выполнения повседневной деятельности управленцев первой группы. Специализация представителей группы функциональных управленцев происходит в рамках выделенных им сфер управления (технической, финансовой, коммерческой и др.), закрепленных в соответствующих функциональных подразделениях (см.: Линейная структура организации; Функциональная структура управления).
Основываясь на принципе иерархического строения административной деятельности, А. Файоль связывал возникновение и развитие организации, во-первых, с разделением деятельности на программирующую и исполнительскую, во-вторых, с увеличением численности подчиненных, что создает проблему контроля за их деятельностью (см. Размер организации). Из-за увеличения численности подчиненных выше определенного уровня первый руководитель не всегда может обеспечивать непосредственный эффективный внешний контроль и координацию их деятельности, что, по мнению А. Файоля, способствует передаче части прав первого руководителя руководителю более низкого уровня и формированию новых уровней управления. Т. о., он предвосхитил, во-первых сформулированные Л. Гьюликом и Л. Урвиком принципы диапазона руководства; во-вторых, выдвинутый Л. Урвиком принцип максимального делегирования полномочий; в-третьих, предложенный Дж. Муни и А. Рейли принцип координации средствами иерархии (см.: Диапазон руководства; Принцип максимального делегирования полномочии в организации: Скалярный принцип строения организации). А. Файоль считал, что при формировании структуры управления все его функции должны быть обозначены, четко расписаны, причем с учетом специфики каждого уровня управления.
Вслед за X. Эмерсоном он попытался совместить принципиально различную логику функционирования линейной и функциональной структур и решить задачу скоординированных взаимодействий этих служб в единой централизованной системе управления организацией. А. Файоль обосновал целесообразность комбинации линейной и функциональной систем управления, получившей название линейно-штабной структуры управления (см. Линейно-штабная структура). Особенность новой структуры состоит в том, что функциональные службы лишаются права отдавать распоряжения производственным подразделениям вниз по иерархии, а при первом руководителе (руководителях) формируется новый орган — штаб, состоящий из руководителей функциональных служб, который он определял как «орган мышления» при первом руководителе. Тем самым обеспечивается централизация управления.
Наконец, А. Файоль выявил специфику требований, предъявляемых к административному руководителю с учетом
разных уровней управления, и обосновал необходимость специального образования для административных управленцев.

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000