процессуальный институт в системе управления, фактор повышения его эффективности, основывающийся на иерархической асимметрии прав и обязанностей сторон в трудовых, служебных и публично-властных отношениях. АК характеризует чаще всего функции системы государственного и муниципального управления. Он институционализируется через процедуры постоянных или периодических, внутриорганизационных и внутриведомственных проверок вышестоящими органами управления (должностными лицами) деятельности нижестоящих органов (должностных лиц) и отдельных работников, а также проверок специальными контрольными органами (инспекциями, временными комиссиями, службами собственной безопасности). Административная реформа в России 2000-х привела к созданию в структуре федеральных органов исполнительной власти специального звена (федеральных служб), осуществляющих внутриведомственный АК. Приемлем и более широкий объём понятия АК. Во-первых, АК выводится за рамки только проверки внутренних служебных и трудовых обязанностей администраторов (служб), работников в организациях (ведомствах), и выступает как надведомственный контроль, или административный надзор, т.е. как реализация представителями государственной власти многочисленных публично-властных функций для обеспечения общественного порядка, законности, безопасности государства, общества и личности. Во- вторых, учитывается тесная связь контрольно-надзорной функции с разрешительной функцией (процедуры лицензирования, сертификации, аккредитации, аттестации, паспортизации, регистрации, включения в реестры и т.д.). Велика также роль, тесно связанных с АК, процедур мониторинга, разработки индексов оценки государственного и муниципального управления, в том числе услуг, оказываемых населению. При таком понимании более полно раскрывается значение АК за соблюдением индивидуальных и коллективных прав, корреспондируемых с исполнением должностных обязанностей лицами в органах государственной (муниципальной) власти, негосударственных организациях, закрепленных Конституцией РФ, административными и техническими регламентами, должностными инструкциями, социальными стандартами, другими нормативно-правовыми актами. Так деятельность органов прокуратуры включает элементы АК (надзора) за соблюдением законности, правопорядка, прав человека. Разные подразделения полиции, охраняя правопорядок, осуществляют АК за поведением жителей, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы; ГИБДД – за дорожным движением; экологическая полиция – за отношением людей к окружающей среде, наркоконтроль - за оборотом наркотических средств. Государственные инспекторы по труду контролируют в административном порядке соблюдение безопасности труда на предприятиях; ветеринарные службы – состояние продукции животноводства, обрабатываемой на предприятиях, поставляемой в торговые сети, импортируемой из-за границы, а санитарные врачи – санитарно-гигиенические условия осуществления различных видов деятельности. Пограничники и таможенники контролируют передвижение людей и грузов через государственные границы; органы технического контроля – исправность сложных машин и механизмов; пожарные инспекторы – соблюдение правил противопожарной безопасности; антимонопольные органы – состояние конкуренции между предпринимателями; органы опеки и попечительства – исполнение обязанностей родителей по отношению к детям; органы архитектурно-градостроительного контроля – правильность застройки населённых пунктов и т.д. Административный характер имеет также финансовый, налоговый, валютный контроль, осуществляемый Центробанком РФ, Счётной палатой РФ, различными контрольно-ревизионными комиссиями и налоговыми органами. На нынешнем этапе развития государственного и муниципального управления идёт борьба за качество АК, от которого во многом зависит снижение административных барьеров в осуществлении свобод и общественных инициатив граждан. Этому, например, призвана служить Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011–2013 гг.
Лит.: Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления. М., 2011; Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление. М., 2006; Лапина М.А. Административное право. М., 2010; Кодекс РФ об административных правонарушениях; Мартынов А.В. Административный надзор как фактор построения системы федеральных органов исполнительной власти // Вестник Воронежского гос. ун- та. 2009, № 1. А.А. Акмалова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ (АК)
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ (АК)
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.