АДОРНО, ТЕОДОР

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Адорно Теодор
немецкий социолог, представитель Франкфуртской школы, внесший вклад в развитие неомарксизма, создание современных концепций отчуждения и авторитарной личности. К его теоретико-методологическому инструментарию зачастую обращаются постмодернисты, исследующие новейшие формы отчуждения. - Соч.: Адорно Т. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000; Эстетическая теория. М.: Республика, 2001; Исследование авторитарной личности. М.: Серебряные нити, 2001; Философия новой музыки. М.: Логос, 2001; Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003; Диалектика Просвещения: Филос. фрагменты. М.: Медиум, 1997 (в соавторстве с М. Хоркхаймером).

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

АДОРНО, ТЕОДОР

(1903-1969) - нем. философ, социолог, один из ведущих представителей школы франкфуртской (см.). Его первая крупная работа, написанная совместно с М. Хоркхаймером, "Диалектика просвещения" (1947) представляет собой программное изложение соц. философии неомарксизма и даже ее своеобразную философию истории, в свете к-рой эволюция человечества предстает как история "неудавшейся цивилизации" - усугубляющегося "отчуждения", вызванного изначальным конфликтом разума и природы. В противоположность Гегелю, рассматривавшему мировую историю как развитие разума и свободы, в "Диалектике просвещения" история предстает как усугубляющееся безумие (разум, сошедший с ума по причине противостояния природе) и утрата индивидуальной свободы. Неомарксистский метод критики "капиталистич. отчуждения" и "овеществления" применяется А. в анализе современной зап. философии и гносеологии. Социологич. проблематика представлена у А. в коллективном труде "Авторитарная личность" (1950), подготовленном под его руководством и при непосредственном участии. Соч.: Philosophie der neuen Musik. В., 1949; The Authoritarian Personality (with co-authors).N.Y., 1950; Negative Dialektik. Fr./M., 1966. Ю.Н. Давыдов

Источник: Российская социологическая энциклопедия

АДОРНО Теодор
ADORNO, Theodor) (1903-1969) Представитель Франкфуртской школы. Адорно большую часть жизни провел в родной Германии. После бегства из нацистской Германии в период с 1934 по 1960 гг. проживал в основном в Соединенных Штатах. Адорно имел обширный круг интересов, включая философию, социальные и культурные исследования, в частности, исследования музыки. Находясь под весьма значительным влиянием идей марксизма, Адорно утверждал, что социальная теория должна сохранять критическую направленность. Исходя из этого, он критиковал многие подходы, используемые в социальных исследованиях (в особенности те, что претендовали на научность и количественный характер), на том основании, что они не могли служить основой для трансформации общества. Наибольшую известность среди социологов Адорно получил в качестве критика современной массовой культуры. Он рассматривал ее как производимую культуры индустриями и манипулирующую массами. Работы Адорно отличаются разноплановостью. Наибольший интерес с социологической точки зрения представляют его книги «Призмы» (Adorno, 1967), «Диалектика Просвещения» (Adorno and Horkheimer, 1973) и «Minima Moralia» (1974). Он является также одним из авторов работы «Авторитарная личность» (Adorno et al., 1950). См. также: Авторитарная личность; Марксистская социология; Маркузе; Массовое общество. Лит.: Jay (1984)

Источник: Социологический словарь

Адорно, Теодор
1903-1969) - немецкий социальный философ, социолог искусства и литературы, один из ведущих представителей Франкфуртской школы неомарксизма, сотрудник, а затем и соруководитель (с Хоркхаймером) Франкфуртского института социальных исследований. Одна из важнейших работ Адорно, написанная совместно с Хоркхаймером "Диалектика просвещения" (1947 г.), трактует историю Запада как процесс углубляющегося безумия, истоки которого в насилии над природой вместо приспособления к ней. Свободу современного человека авторы определяют как негативную, как свободу ОТ, внушающую человеку чувство неуверенности, недостоверности существования. Эти негативные чувства обостряют инстинкт самосохранения, стремление опереться на какую-либо силу (государство, харизматический лидер и пр.), которая замещает авторитет отца. Чувства агрессивности находят выход в ненависти к "чужакам". Социологизируя Фрейда, авторы видят в бессознательном вторичный продукт социальной репрессивности, который исчезнет с ее исчезновением. Социальный характер - это защитный механизм, избавляющий от ощущений страха, бессилия. Социологическая проблематика Адорно представлена в коллективном труде "Авторитарная личность" (1950 г.). В русле идей “авторитарной личности” Фромма и Хоркхаймера, Адорно пытается подтвердить ее конкретно-социологическими исследованиями. Неомарксистская “критическая теория" Адорно была заимствована в 60-е гг. "новыми левыми". Сам Адорно осудил леворадикальный политический экстремизм, отмежевавшись от "новых левых".

Источник: История западной социологии: биографический справочник

АДОРНО ТЕОДОР
Adorno, Theodor) (1903-1969) - немецкий социальный философ, социолог, музыковед и один из ведущих членов Франкфуртской школы критической теории. Его эписто-мологические работы, а также критический анализ современного общества и Массовой культуры вызвали наибольший резонанс. Высланный из Германии нацистами в 1934 г., он переехал сначала в Англию, а затем в США, где оставался до своего возвращения в Германию в 1949 г. В Америке Адорно участвовал в известном эмпирическом исследовательском проекте "Авторитарная личность" (Адорно и др., 1950), включившем в себя изучение расовых предрассудков, национализма и авторитаризма. В 1959 г. он стал руководителем Института социальных исследований, переведенного во Франкфурт из США. Адорно написал более 20 книг по философии, музыке, литературе, Эстетике, социальной психологии и социологии. Его критика капитализма концентрировалась главным образом на коммерциализации и извращении культуры "индустрией развлечений". Так, популярная музыка, написанная исключительно ради продажи, превратилась в стандартизированную и механическую, служа "социальным цементом" существующей системы. Интерес Адорно к методам подавления мысли и к устройству того, что он называл "управляемым миром", привело его в ряды решительных противников традиционных эпистомологических идей и сторонников радикальных перемен в обществе. В эпистомологических работах, например в "Негативной диалектике" (1973), он призывал отказаться от любых теоретических схем и концептуальных построений, превращающихся в догмы, включая марксизм. Адорно отвергал и эмпиризм, и позитивизм, расценивая их как изменяющие разуму и не ведущие более к "просвещению". В его "Эстетической теории" (1984) художественная и критическая теории были наделены "властью" нести "правду" в общество. Здесь же Адорно говорит об управляемом обществе как о построении на основе мифа о всеобщем разуме. Его методология, "негативная диалектика", была инструментом критического анализа общества. Исследователи жизненного пути и трудов Адорно считают его позицию пессимистической и элитарной. Их точку зрения приняли более поздние представители Франкфуртской школы, особенно Хабермас. Другие важные работы Адорно: "Диалектика просвещения" (совместно с Хоркгеймером, 1972), "Философия современной музыки" (1973), "Жаргон подлинности" (1973). См. Беньямин; Methodenstreit (прил.).

Источник: Большой толковый социологический словарь

Адорно Теодор
(11.09.1903, Франкфурт- на-Майне — 6.08.1969, Фисп, Швейцария). Нем. социальный философ, социолог иск-ва (гл. обр. музыки) и лит-ры. Один из ведущих представителей франкфуртской школы неомарксизма. Сотрудник, а затем и соруководитель (совместно с Хоркхаймером) Франкфуртского ин-та социальных исследований. Свою теоретическую деятельность начинал как авангардистски ориентрованный музыкальный критик, теоретик и социолог музыки, углубленно интересующийся процессами «овеществления» и «фетишизации» в совр. музыке и ее восприятия слушателями. Постепенно перешел к анализу под этим углом зрения и др. областей иск-ва, лит-ры и философии, культуры вообще. Одна из важнейших работ А. «Диалектика просвещения» [1], написанная им совместно с Хоркхаймером, представляет собой программное изложение социальной философии неомарксизма и ее своеобразную философию истории, в свете к-рой эволюция человечества предстает как история «неудавшейся цивилизации»: усугубляющегося «отчуждения», вызванного «буржуазным» разумом, противопоставившим себя природе. Сознательно пародируя Гегеля, рассматривавшего мировую историю под углом зрения развития разума и свободы, А. трактует историю Запада как патологический процесс усугубляющегося безумия (разум, сошедший с ума в силу противостояния природе) и утраты индивидуальной свободы («фашизоидный» капитализм и откровенно бесчеловечный фашизм). В духе этих идей, развившихся на почве авангардистски-модернистских эстетических пристрастий, А. подвергает социально- филос. анализу совр. зап. музыку («Философия новой музыки», 1949), к-рая выступает у него как моделирование процесса «отчуждения» (обесчеловечивания вообще) человека, происходящего в условиях «позднего капитализма».
В том же — «культурно-критическом»— духе выдержаны и др. его музыкально- социол. («Призмы. Критика культуры и общество», 1955; «Диссонансы. Музыка в управляемом мире», 1956), литера- турно-социол. («Заметки о литературе», т. I—III, 1958, 1961, 1965) и эстетико- социол. (прежде всего изданная уже посмертно «Эстетическая теория») работы. В них концепция А. предстает как леворадик. вариант элитарной концепции иск-ва. Неомарксистски-авангардистский метод «критики культуры» применяется А. также и при анализе совр. зап. философии и гносеологии в книге «Штудии о Гуссерле и феноменологических антиномиях» (1956), где предлагается социол. «метакритика» теории познания, разоблачающая процессы «фетишизации» на самых глубоких уровнях совр. теоретического знания. Специально социол. проблематика представлена у А. прежде всего в коллективном труде «Авторитарная личность» (1950), подготовленном под его руководством и при непосредственном участии. Двигаясь в русле идеи «авторитарной личности», предложенной Фроммом и конкретизированной Хоркхаймером, А. вместе со своими сотрудниками пытается подтвердить ее на основании конкретно-социол. исследования. Но хотя эта работа получила широкую известность среди зап. социологов, общая ее оценка с т. зр. как концепции, положенной в ее основу, так и примененной в ней методики и техники оказалась в итоге скорее негативной.
На протяжении 50-х гг. А. неоднократно выступает с докладами и статьями, посвященными критике методологии социологии в духе неомарксистской «критической теории»; в том же духе был выдержан и его доклад «О логике социальных наук», произнесенный на съезде зап.-германских социологов в 1961 г. Альтернативу критикуемой им методологии он предлагает в книге «Введение в социологию музыки» [2].
А. исходит из предположения о том, что всякое «систематическое» теоретическое построение, базирующееся на логическом приеме подведения индивидуального под всеобщее (прием генерализации), есть повторение (Номотетинеский метод) и, следовательно, «апологетика» реального процесса подавления уникального индивида «общественной тотальностью» в «позднекапиталистическом обществе». Утверждая в противоположность Гегелю, что целое «неистинно», А. подвергает критике системообразующую функцию теоретического понятия, противопоставляя ему в кач-ве «органона истины» эстетическое выражение [3]. Вульгарно-социол. (Вульгарный социологизм) ходы мысли А. были заимствованы в 60-е гг. «новыми левыми» с характерным для них «тотально» разоблачительным критицизмом. Хотя сам А. и поддержал это движение на первом его этапе, впоследствии он отмежевался от него как от нигилистического и экстремистского.
Однако в леворадик. зап. социологии авторитет А. оставался высоким и после осуждения им политического экстремизма. Несколько пошатнулся он лишь во второй половине 70-х — 80-е гг. Ю. Н. Давыдов

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

АДОРНО, ТЕОДОР

(1903-1969) - немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы , внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность А. начал уже в 17-летнем возрасте с опубликования первой критической статьи "Экспрессионизм и художественная правдивость" (1920), в которой речь шла об экспрессионистской драме. Следом появляются полемические и критические статьи преимущественно о музыке. В них предметом рассмотрения А. становятся музыкальные направления, формирующие образ "музыкального ландшафта" 1920-х. При этом метод анализа А. феноменов передачи музыкального содержания характеризуется акцентированием не художественной выразительности, а когнитивного потенциала музыки, что свидетельствует о рациональном осмыслении музыкального материала. С начала 1920-х вовлечен в интеллектуальную орбиту Франкфуртского института социальных исследований, вокруг которого стала складываться т.наз. Франкфуртская школа.
Философия А. строилась на исходном мотиве о необходимости подвергать критике любые теории общества по мере исторического изменения последнего. Ранние философские работы А. были посвящены критическому разбору философских систем Э.Гуссерля (1924) и С.Кьеркегора (1930), которые критиковались им за пренебрежение факторами социальной реальности и приоритетную трактовку субъекта. В этот же период ярче всего сказались симпатии А. по отношению к марксизму - марксизму неортодоксальному, разработанному Лукачем и Коршем , некоторые установки которого А. будет разделять в течение всей жизни. Наиболее значимой для философии А. была марксистская концепция товарного фетишизма, интегрированная с идеей Лукача об "овеществлении". В 1934 А. эмигрировал из фашистской Германии в Великобританию, с 1938 жил в США. В эмиграции связи А. с институтом особенно укрепились, обернувшись интенсивным интеллектуальным сотрудничеством.
Результатом данной деятельности стала одна из важнейших работ А. "Диалектика просвещения" (1947), написанная им совместно с Хоркхаймером. В ней авторы бросили вызов вере в исторический прогресс , которая составляла незыблемый потенциал марксистской традиции. История общества интерпретирована в книге как универсальная история просвещения. Показано, что в ходе борьбы за выживание человек вынужден постоянно совершенствоваться в управлении миром в своих собственных субъективных целях. Эта постоянная ориентация на господство изменяет сущность человеческого мышления, делая его несостоятельным в осуществлении своей собственной саморефлексии, низводя разум до значения неизменного во всех ситуациях инструмента. Так процесс просвещения оборачивается последовательной рационализацией мира в субъективно-инструментальном смысле. В ходе ее человеческий разум опускается до слепой процедуры формального автоматизма, осуществляемой им исключительно в поле действия самого себя. Логическая и техническая "аппаратура подавления" внешней природы, созданная человеком с помощью науки и техники, через господство и разделение труда подавляет и природу самого человека. Он все меньше распоряжается созданной аппаратурой, которая все более обособляется от него. Опасность медленного дрейфа человеческого миропонимания в сторону укрепления пустого автоматизма сложившихся стереотипов, действований по правилам, узаконенным лишь силой привычки, еще острее будет обозначена в следующей совместной работе А. и Хоркхаймера "Авторитарная личность" (1950). Люди, считают авторы, сплющиваясь в ходе рационализации в "узловые пункты установившихся реакций и укрепившихся представлений", обнаруживают завуалированные склонности к авторитаризму. На основе проведенных в 1940-е социологических исследований А. выявил весьма симптоматичное для антидемократической структуры сочетание таких личностных черт как конвенциальность, покорность власти, деструктивность и цинизм. В "авторитарной личности" А. усматривал проявление недуга позитивистской цивилизации, результат действия ее тоталитарных тенденций. Вместе с тем франкфуртские теоретики не утверждали, что просвещение было полностью репрессивным или что инструментальный разум будет полностью отвергнут. Своей критикой прогрессивного историзма они надеялись подготовить в интеллектуальной сфере почву для поиска концепции справедливого общества.
В 1950-1960-е А. продолжал входить в число ведущих мыслителей Франкфуртской школы. Это был наиболее плодотворный период творческой деятельности А. Были написаны, в частности, весьма значительные философские произведения: "К метакритике эпистемологии" (1956), "Негативная диалектика" , "Эстетическая теория" (1970). В них получила дальнейшее развитие развернутая им ранее совместно с Xоркхаймером теория рациональности. В этих же работах А. разрабатывает свою негативную диалектику как диалектический способ противоречиво мыслить о противоречиях. Неудовлетворенность А. формально-логическим мышлением была вызвана его глубокой убежденностью в том, что между вещами и их понятиями имеет место конфронтация, в условиях которой угнетается "нетождественное", т.е. "то, что не уступает себя понятию, дезавуирует в-себе-бытие этого понятия". Высказываясь против систематизации, детерминированности, категориального аппарата как инструментов формально-логического мышления, А. основным принципом своей "негативной диалектики" делает принцип отрицания "тождества". В ее рамках А. отклоняет категорию диалектического снятия, которая вменялась Гегелем в качестве непременного условия осуществления философской системы. А. переосмысливает гегелевскую категорию "определенного" (bestimmte) отрицания, придавая отрицанию другое значение. Если по Гегелю оно являлось движущим моментом, в соответствии с которым диалектика подводила к развертыванию и снятию, то А. поворачивает его как "твердое", "непоколебимое" (unbeirrte) отрицание, которое более не должно приступать к снятию. Принимая во внимание руководящую для Франкфуртской школы идею о социальной обусловленности всех форм духовной жизни, которая и сообщает социальный подтекст адорновской интерпретации логики движения мышления, возможно подчеркнуть, что и в негативной диалектике А. выражается реакция на бесчеловечную общественно-историческую реальность. А. не удовлетворяет позитивное гегелевское отрицание, поскольку он рассматривает его как санкционирующее существующий порядок вещей. Последний, по мнению А., оказывается "недостаточно отрицаемым". В таком истолковании отрицания содержится решающий момент, отделяющий негативную дилектику А. от диалектики Гегеля.
Важнейшую часть теоретического наследия А. составляет философская критика культуры, в сферу которой входят все его многочисленные музыкально-критические работы. Среди них "Философия новой музыки" (1949), "Опыт о Вагнере" (1952), "Призмы. Критика культуры и общество" (1955), "Диссонансы. Музыка в управляемом мире" (1956), "Введение в социологию музыки" (1962). Ключевое значение в этих работах получила критика "массового" коммерческого искусства, искажающего, по А., сознание людей до уровня, на котором критическое мышление оказалось под угрозой искоренения. Стандартизация и псевдоиндивидуализация опровергали притязания массовой культуры угодить индивидуальным вкусам. Критическому сознанию и счастью отдельной личности, по А., могло бы способствовать только "аутентичное" искусство, под которым у него подразумевалось искусство стиля "модерн". Искусство, которое сознательно разоблачает собственные притязания на целостность и самодостаточность, по мнению А., более способно к продуктивному отрицанию общественной реальности, нежели то, которое продолжает держаться своей претенциозности. А. разработал философско-эстетическую концепцию "новой музыки", отстаивая позиции эстетического модернизма и протестуя против призывов вернуться к классической или реалистической альтернативам искусства. Труды А. оказали влияние на современную западную философию, социологию, эстетику, музыковедение, а также на идеологию леворадикального студенческого движения 1960-х. также: "Диалектика Просвещения" (Хоркхаймер, Адорно).
С.Н. Александрова

Источник: Социология: энциклопедия