АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
система мер по оказанию помощи отдельным нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения трудной жизненной ситуации, поддержания социального статуса и жизнедеятельности.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
система мер по оказанию помощи отдельным действительно нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.
АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
система мер по оказанию социальной помощи, предоставляемой различным гражданам с учетом их индивидуальной нуждаемости. Адресность предоставления социальных услуг признана одним из принципов социального обслуживания в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”. В определенном смысле А.с.п. уточняет общесоциальные подходы к оказанию социальной помощи, когда выделяются группы населения, признанные наиболее уязвимыми в современных социально-экономических условиях (пенсионеры, инвалиды, дети, многодетные семьи и др.).
Предоставление А.с.п. предполагает анализ индивидуальных обращений граждан и выявление их социальных потребностей в каждом конкретном случае. Одно из проявлений адресности в современных условиях — разработка индивидуальной программы предоставления социальных услуг. Она должна основываться, с одной стороны, на предоставлении базовых мер социальной помощи и социальной защиты, с другой — на выявлении и мобилизации потенциала граждан и их ближайшего окружения с целью повышения возможностей получателей социальных услуг самостоятельно решать свои социальные проблемы (повышение социальной автономности и самостоятельности граждан). Вторая задача сложнее первой и требует применения различных технологий социальной работы, в том числе в системе межведомственного взаимодействия.
Приказом Минтруда России от 30.07.2014 № 500н утверждены рекомендации по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг. В соответствии с данным документом, при определении индивидуальной потребности на основании оценки условий жизнедеятельности гражданина, а также обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, рекомендуется установить необходимую форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг получателям социальных услуг.
При оценке условий жизнедеятельности гражданина рекомендуется исходить в том числе из условий проживания и состава семьи гражданина, дохода, учитываемого для расчета величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно; медицинских документов, характеризующих состояние здоровья гражданина; результатов уже реализованной индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
Цель А.с.п. — содействие в преодолении или смягчении жизненных трудностей, с которыми сталкиваются граждане, поддержание их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, повышение уровня их автономности и способности самостоятельно преодолевать трудности, с которыми они встречаются в жизни.
В настоящее время важнейшей формой А.с.п. является возможность предоставления социальных услуг и мер социальной помощи для наиболее нуждающихся граждан бесплатно. Для этого субъект Российской Федерации устанавливает, опираясь на общегосударственные нормативы, предельные величины среднедушевого дохода, порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг для предоставления социальных услуг бесплатно. А.с.п. предоставляется в следующих видах:
— социальные пособия (адресные социальные выплаты, например, на оплату коммунальных услуг или оплату технических средств социальной реабилитации, дотации на оплату продуктов питания или лекарственных средств, на оплату лечения);
— денежная помощь (единовременные пособия, пособия для оплаты социальных услуг, льготные ссуды и кредиты);
— помощь в натуральном виде (бесплатное питание, в том числе для детей до двух лет жизни, обеспечение бесплатными лекарствами, бесплатная доставка топлива, раздача одежды, обуви и предметов гигиены, гуманитарная помощь и др.);
— услуги и льготы, в том числе обеспечение кратковременного ухода за больными и одинокими гражданами, помощь семьям с лежачими больными, направление на стационарное обслуживание или в места ночного проживания бездомных;
— предоставление срочной социальной помощи потерпевшим в случае стихийных бедствий, техногенных катастроф (пожаров, наводнений и др.) или социально-политических конфликтов (беженцам и вынужденным переселенцам).
А.с.п. может также носить форму бесплатного консультирования в правовых, психологических, социально-экономических, профориентационных, информационных и коммуникационных вопросах.
На такие виды А.с.п. могут претендовать лица, имеющие российское гражданство, малообеспеченные слои населения: семьи, одинокие люди, уровень материального дохода которых меньше определенного в каждом регионе прожиточного минимума, а также граждане, пережившие пожар, наводнение и прочие природные бедствия, лечение по полученной травме и другим ситуациям.
Назначить или отказать в пособии имеет право территориальный отдел по социальной защите на основании федеральных и региональных нормативов. Комиссия рассматривает поданные документальные материалы и выносит свой вердикт. Для реализации прав граждан заключается социальный контракт.
В.В. Сизикова, О.А. Аникеева
Лит.: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”; приказ Минтруда России от 30.07.2014 № 500н “Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг”; Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. 2-е изд. М.: Изд-во РГСУ, 2008; Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы. 2-е изд. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2007. С. 78–79.
Предоставление А.с.п. предполагает анализ индивидуальных обращений граждан и выявление их социальных потребностей в каждом конкретном случае. Одно из проявлений адресности в современных условиях — разработка индивидуальной программы предоставления социальных услуг. Она должна основываться, с одной стороны, на предоставлении базовых мер социальной помощи и социальной защиты, с другой — на выявлении и мобилизации потенциала граждан и их ближайшего окружения с целью повышения возможностей получателей социальных услуг самостоятельно решать свои социальные проблемы (повышение социальной автономности и самостоятельности граждан). Вторая задача сложнее первой и требует применения различных технологий социальной работы, в том числе в системе межведомственного взаимодействия.
Приказом Минтруда России от 30.07.2014 № 500н утверждены рекомендации по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг. В соответствии с данным документом, при определении индивидуальной потребности на основании оценки условий жизнедеятельности гражданина, а также обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, рекомендуется установить необходимую форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг получателям социальных услуг.
При оценке условий жизнедеятельности гражданина рекомендуется исходить в том числе из условий проживания и состава семьи гражданина, дохода, учитываемого для расчета величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно; медицинских документов, характеризующих состояние здоровья гражданина; результатов уже реализованной индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
Цель А.с.п. — содействие в преодолении или смягчении жизненных трудностей, с которыми сталкиваются граждане, поддержание их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, повышение уровня их автономности и способности самостоятельно преодолевать трудности, с которыми они встречаются в жизни.
В настоящее время важнейшей формой А.с.п. является возможность предоставления социальных услуг и мер социальной помощи для наиболее нуждающихся граждан бесплатно. Для этого субъект Российской Федерации устанавливает, опираясь на общегосударственные нормативы, предельные величины среднедушевого дохода, порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг для предоставления социальных услуг бесплатно. А.с.п. предоставляется в следующих видах:
— социальные пособия (адресные социальные выплаты, например, на оплату коммунальных услуг или оплату технических средств социальной реабилитации, дотации на оплату продуктов питания или лекарственных средств, на оплату лечения);
— денежная помощь (единовременные пособия, пособия для оплаты социальных услуг, льготные ссуды и кредиты);
— помощь в натуральном виде (бесплатное питание, в том числе для детей до двух лет жизни, обеспечение бесплатными лекарствами, бесплатная доставка топлива, раздача одежды, обуви и предметов гигиены, гуманитарная помощь и др.);
— услуги и льготы, в том числе обеспечение кратковременного ухода за больными и одинокими гражданами, помощь семьям с лежачими больными, направление на стационарное обслуживание или в места ночного проживания бездомных;
— предоставление срочной социальной помощи потерпевшим в случае стихийных бедствий, техногенных катастроф (пожаров, наводнений и др.) или социально-политических конфликтов (беженцам и вынужденным переселенцам).
А.с.п. может также носить форму бесплатного консультирования в правовых, психологических, социально-экономических, профориентационных, информационных и коммуникационных вопросах.
На такие виды А.с.п. могут претендовать лица, имеющие российское гражданство, малообеспеченные слои населения: семьи, одинокие люди, уровень материального дохода которых меньше определенного в каждом регионе прожиточного минимума, а также граждане, пережившие пожар, наводнение и прочие природные бедствия, лечение по полученной травме и другим ситуациям.
Назначить или отказать в пособии имеет право территориальный отдел по социальной защите на основании федеральных и региональных нормативов. Комиссия рассматривает поданные документальные материалы и выносит свой вердикт. Для реализации прав граждан заключается социальный контракт.
В.В. Сизикова, О.А. Аникеева
Лит.: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”; приказ Минтруда России от 30.07.2014 № 500н “Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг”; Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. 2-е изд. М.: Изд-во РГСУ, 2008; Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы. 2-е изд. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2007. С. 78–79.