Адресность

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Адресность
принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам (адресатам), нуждающимся в этих услугах.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

АДРЕСНОСТЬ
Принцип А., зафиксированный в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, традиционно означает, что те или иные социальные блага должны предоставляться только тем лицам, которые действительно нуждаются в них. А. часто трактуется как соблюдение индивидуального подхода к получателю социальных услуг, учет всех показателей уровня и качества его жизни, всех факторов внешней среды, прямо или косвенно влияющих на его неблагополучие. Данный принцип идет в разрез со многими устоявшимися традициями предоставления социальных услуг в нашей стране. И самым важным тормозом на пути внедрения А. является не до конца изжитый категориальный подход — прямая противоположность подходу адресному. Ведь согласно главному постулату категориального подхода социальные блага предоставляются индивиду на основании его принадлежности к какой-либо категории.
Принцип А. в целом выражается в наличии следующих этапов в работе с получателем услуг:
— определение конкретного адресата — получателя социальной помощи или услуг;
— оказание дифференцированной помощи, где применительно к проблематике получателя планируются определенные виды социальных услуг, их конкретизированный объем, периодичность предоставления;
— постоянный учет всех аспектов уровня и качества жизни получателя услуг, отражающих его нуждаемость в социальных услугах;
— реализация специальных мер для профилактики социального иждивенчества в среде получателей, резко или постепенно переходящих в разряд ненуждающихся.
Идеальная модель адресного социального обслуживания получателя услуг может быть отражена в следующих мероприятиях:
а) оценка доходов и в целом материального положения домохозяйства;
б) анализ системы социальных связей, в первую очередь родственных;
в) оценка индивидуального потенциала индивида по выходу из трудной жизненной ситуации;
г) выявление причин, по которым данные индивиды попали в число нуждающихся;
д) разработка индивидуального пакета социальных услуг,
предполагающего не только финансовые вливания в уровень жизни получателей услуг, но и поддержку в самостоятельных действиях по повышению доходов, самореализации индивида, обеспечении его связей с различными организациями, могущими повлиять на выход из трудной жизненной ситуации;
е) мониторинг эффективности предоставления социальных услуг получателю на основе главного критерия — факта преодоления трудной жизненной ситуации.
Внедрение адресного подхода продиктовано объективными требованиями времени, когда наблюдается сокращение (или замораживание) бюджетных расходов на сферу социальной защиты, когда демографические изменения влекут повышение числа потенциальных получателей социальных услуг, наконец, когда назрела необходимость всерьез бороться с социальным иждивенчеством. Любая очередная волна экономического кризиса может спровоцировать повышенный спрос на социальную помощь, но в условиях ограниченности бюджетных средств государство может не справиться с повышенными социальными обязательствами. В этих условиях государственная система распределения социальных благ должна сосредоточиться на поддержке наиболее незащищенных граждан. Механизмы реализации принципа А., провозглашенного еще в середине 1990-х гг., разрабатывались и внедрялись крайне медленно. Одна из причин этой медлительности — методологическая сложность данной проблемы.
На сегодняшний день законодательная формализация принципа А. касается в основном решения вопросов об определении среднедушевого дохода семьи, для чего обоснована и принята методика расчета потребительской корзины, определена процедура установления прожиточного минимума, сформулированы рекомендации по проверке доходов заявителей для оказания отдельных видов социальной помощи, а также для осуществления социального обслуживания на бесплатной основе. Многие аспекты определения индивидуальной нуждаемости гражданина приняты на региональном уровне. Такой метод диагностики, как акт обследования при приеме на социальное обслуживание, выражается в фиксации условий проживания гражданина, наличии родственных связей, общей оценки состояния здоровья. Не стоит отрицать, что именно в оценке состояния здоровья акт обследования позволяет принять решение о приеме получателя услуг в обычное отделение социального обслуживания или же в социально-медицинское отделение.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” вводит ряд новшеств, призванных усилить А. предоставления социальных услуг. Статья 15 конкретизирует условия, при которых индивид может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании. Согласно ст. 16 в практику органов социального обслуживания вводится такой компонент, как индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. При этом согласно ст. 9 получатель социальных услуг имеет право на участие в составлении индивидуальной программы. В ст. 19, помимо установления форм социального обслуживания (на дому, в полустационарной, стационарной формах), предписывается обеспечение конкретных условий в процессе предоставления услуг в стационарной или полустационарной формах. Наконец, существенно расширяет сферу применения принципа А. внедрение такой формы работы с получателем услуг, как социальное сопровождение. Согласно ст. 22 при необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение). Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.
Таким образом, законодательство функционально уточняет и расширяет применение принципа А. в сфере социального обслуживания. Индивидуальная работа с получателем услуг, которая и до этого имела место, получает новый виток развития, формализуясь в новых методиках диагностики и планирования обслуживания. В данном случае наиболее важным представляется сохранение гибкости в работе с получателем, обеспечение возможности оперативного пересмотра условий и методов предоставления социальных услуг. И.С. Романычев
Лит.: Добреньков В.И., Жабин А.П. Современные механизмы управления социальными изменениями: Учеб. пособие. М.: Академический проект: Альма Матер, 2012; Малофеев И.В. Развитие социальных услуг в современном обществе: теория вопроса: Монография. М.: ИПК ДСЗН, 2010; Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебник для бакалавров / Под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. М.: Юрайт, 2014; Социальная политика: Учебник для бакалавров / Под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. М.: Юрайт, 2011; Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой, М.В. Вдовиной. М.: Юрайт, 2012; Топчий Л.В. Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика: Учеб. пособие. М.: Изд-во РГСУ, 2011.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

ПОВЫШЕНИЕ АДРЕСНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОИМУЩИХ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ: ВОЛОГОДСКИЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

Бобков Вячеслав Николаевич
В статье рассмотрены теоретические, методические и практические основы формирования новой модели адресной социальной поддержки малоимущих семей с детьми на основе формирования гарантированного минимального дохода.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы достижения адресности финансирования ведущих ученых и научных коллективов с использованием

Н.Г. Куракова, О.Г. Григорьев
Для повышения конкурентоспособности в мировом масштабе научно-технического комплекса РФ планируется дальнейшее развитие конкуренции за средства федерального бюджета, выделяемые на исследования и разработки, что обеспечит возможнос
Читать PDF
0.00 байт

Развитие аспирантуры в России: решения в области повышения адресности отбора поступающих по программ

И. В. Вершинин
В данной статье рассматриваются решения в области совершенствованиясистемы отбора соискателей на обучение в аспирантуру в России, нацеленныена снижение доли отсева аспирантов после первого и второго года обучения,и, как следствие,