АГЕНТ ВЛИЯНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АГЕНТ ВЛИЯНИЯ
от лат. agens, род. п. agentis - действующий) - англ. agent, influence; нем. Agent des Einflusses. 1. Должностное лицо, либо лицо, пользующееся обществ, доверием и авторитетом, осуществляющее систематическую деятельность по реализации целей политики иностранного государства. 2. Обществ, деятель, проводящий политику к.-л. партии или организации в среде, не принадлежащей к этим структурам.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Агент влияния
(от лат. agens – выразительный, действенный, активный). Агент впливу. Agent of influence. 1. Лицо, пользующееся общественным доверием, но в рамках действующего законодательства совершающее действия в интересах иного государства. 2. Общественный деятель, занимающий определенное положение в социальных структурах (партиях, коммерческих структурах и т. д.) и старающийся сменить социальные ориентиры их деятельности в пользу их конкурентов. 3. Индивид (группа) своими мнениями, представлениями, образом жизни, поведением, негативным отношением к собственной культуре культивирующий культурные образцы иных культур, рассматриваемых им как высшие достижения мировой культуры, которые совсем не обязательно являются таковыми. Проблема А. в. впервые была поставлена в философии. Английский просветитель А. Коллинз (Anthony Collins) различает так называемых необходимых агентов, т. е. тех, кого используют другие для практической реализации своих целей, и свободных агентов, т. е. тех, кто действует по собственной воле. По сути А. Коллинз, используя одно и то же слово, говорит о разных людях, первого из которых можно поименовать: субъектом социального действия, действующего по собственной воле, а второго агентом влияния – действующего в интересах других (реального субъекта социального действия). Такое разделение дает основание для понимания социальных действий, совершаемых различными людьми с точки зрения их собственного отношения к своим собственным действиям: как свободным, т. е. определяемым их собственной волей и интересами, или как подневольным, т. е. определяемым интересами и волей других. Если есть А. в., разумно предположить, что есть и объект влияния – те, на кого это влияние направлено. А это и есть акторы. Американский просветитель Кедвалладер Колден (Cadwallader Colden) тоже считает, что все, что способно оказывать воздействие на чувства людей есть агентом (влияния). А это вещи, не обладающие волей, и люди, обладающие волей, целью, намерениями и замыслами. Таким образом, люди, как агенты, способны определять направление действия, увеличивать или уменьшать силу воздействия. Исходя из сказанного, можно заключить, что современная социологическая интерпретация проблемы агентов несколько путана, одностороння и сводится исключительно к проблемам социализации. См. Агенты социализации. Предполагается, что в процессе социализации социализируемые всегда являются целью. Их приобщение к культуре означает обеспечение им возможности жить по законам культуры. Однако не секрет, что в социальных отношениях одни люди могут выступать и средством для реализации чужих и чуждых им интересов. Это происходит, когда они вступают в неравные отношения, в которых вынуждены играть подчиненную роль. Кроме того, будучи подчиненными, они играть роль посредников между теми индивидами или группами, чью волю они выполняют, и теми индивидами или группами, на кого направлены волевые действия их “хозяев”. Поэтому индивиды, принадлежащие к разным социальным группам, проходят разную социализацию, иначе групп вообще не существовало бы. Для отношений подобного рода в социологии последнее время используется термин А. в. Но в целом термин А.в. не новый. Так, например, К. Маркс неоднократно описывал действия тех, кого он называл, например, “агентами капитала”, относя к ним купцов, банковских служащих и всех тех, кто занимается обслуживанием капиталистического класса. Особое значение для разработки проблемы А. в. и их роли в социальных процессах имеют работы А. Грамши (“Тюремные тетради”). В них разрабатываются проблемы гегемонии или доминирования ”коллективной воли” рабочих, что обеспечивается точечными ударами по “культурному ядру” капиталистического общества и, таким образом, ненасильственным путем подрывает социальную гегемонию капиталистов. А. Грамши особую роль в этом отводит интеллигенции, обеспечивающей гегемонию через идеологию. Однако идеи А. Грамши, предусматривавшие слом капиталистической государственной машины, сегодня весьма эффективно используются для укрепления гегемонии именно капиталистов через массовую подготовку и использование А. в. К А. в. относятся миссионеры и миссионерские группы, группы давления, штрейкбрехеры, маргинальные индивиды и группы, лоббисты и прочие. Сегодня технологии социального влияния через А. в. весьма интенсивно разрабатываются, в частности, в американской социологии. См. также Актор, Контрагент, Культурная гегемония, Культурная диффузия и Субъект .

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011