рекрутинговое агентство, кадровое агентство – коммерческая организация, которая на возмездной основе предоставляет работодателю услуги в подборе потенциальных сотрудников на замещение вакансий. АПП получает за свои услуги разовое вознаграждение в размере, составляющем оговоренную между агентством и работодателем долю годовой или месячной зарплаты нанимаемых сотрудников. Современное состояние и развитие рынка труда создают условия неизбежной сегментации кадровых агентств по набору услуг, отраслевому, профессиональному охвату и ряду прочих признаков. Встречаются агентства широкого профиля и специализирующиеся на подборе сотрудников отдельных профессиональных и отраслевых групп, например, для отрасли информационных технологий, нефтегазовой, химической промышленности, металлургии, банковской сферы, фармацевтики. По категории подбираемого персонала АПП часто специализируются на прямом поиске высшего руководства, уникальных специалистов (Executive Search), который иногда также называется хедхантингом (headhunting – «охота за головами»). Агентства- хедхантеры (headhunters, executive recruiters, executive search consultants) практикуют не только скрупулезный поиск и отбор эксклюзивного персонала, но и технологии отслеживания развития карьеры и переманивания наиболее талантливых руководителей и ценных специалистов. Договор АПП и нанимателя предусматривает подбор нескольких кандидатов на ключевые позиции и оговоренное число замен по требованию заказчика. Решение в пользу того или иного претендента иногда может быть принято работодателем только по окончании испытательного срока, в том числе и на основании оценки человеческого фактора. Как правило, в сочетании с хедхантингом кадровые агентства осуществляют также подбор среднего управленческого звена (Management Selection) и подбор специалистов и линейных менеджеров на типовые позиции (Staff Selection) в различных отраслях. Существуют также АПП, которые специализируются на услугах массового набора персонала в сжатые сроки, например, для отраслей строительства, ритейла, или комплектации штата «под ключ», в частности, для производственных комплексов, ресторанного бизнеса.
Помимо поиска, оценки и подбора сотрудников, современные АПП оказывают широкий спектр прочих услуг в сфере работы с персоналом. В частности, аутплейсмент (outplacement) – услуга неюридического характера, оказываемая АПП компании- работодателю по увольнению сотрудников вследствие реорганизации или банкротства предприятия. Услуга аутплейсмента предусматривает привлечение специализированных организаций для оказания помощи в трудоустройстве. Аутстаффинг (outstuffing), кадровый лизинг – вывод сотрудника за штат компании-нанимателя и оформление его в штат АПП с сохранением реального места работы и обязанностей, при этом обязанности работодателя, а также ответственность за возможный конфликт с территориальными управлениями федеральной налоговой службы и внебюджетных фондов РФ берет на себя АПП. Аттестация – проведение АПП оценочных процедур по выявлению уровня профессиональной и должностной компетенции сотрудников компании-работодателя. Разновидность аттестации – эссесмент (assessment) – оценка персонала в форме деловой игры. Дополнительное обучение сотрудников – проведение семинаров по повышению квалификации, освоению новых технологий, а также тренингов по командообразованию. Кадровый консалтинг – деятельность, направленная на решение задач в области управления человеческими ресурсами. В круг услуг АПП могут входить также составление квалифицированных обзоров рынка труда, заработных плат и другие. АПП широко практикуют интернет-технологии для поиска персонала. В частности, они размещают информацию о вакансиях с описанием требований к кандидату, функциональных обязанностей и уровня зарплаты не только на своих сайтах, но и на широко распространенных и общедоступных других русскоязычных сайтах. В частности таких как hh.ru, job.ru, injob.ru, superjob.ru, rabota.ru, zarplata.ru, vakant.ru, а также на международных сетевых ресурсах: Job-Hunt.org, Monster.com, Resume-Resource.com. Тем самым АПП фактически предоставляют информацию о состоянии рынка труда по наиболее востребованным позициям. Коммерческие АПП вместе с Федеральной службой по труду и занятости (которая имеет собственный интернет-ресурс www.trudvsem.ru) представляют собой социальный институт трудового посредничества, который можно отнести к разряду институтов, реализующих транзакционную функцию. В частном случае трудовое посредничество сводится к удовлетворению потребности работодателя в сотруднике требуемой квалификации и в трудоустройстве гражданина, ищущего занятости или желающего сменить работу. В логике рынка труда функция трудового посредника направлена на сближение спроса и предложений в масштабах отдельного региона, отрасли или страны, и, в конечном итоге, в его регулировании. Становлению в нашей стране института трудового посредничества уделяется особое внимание в проблемном поле социологии управления.
Лит.: Finley W., Coverdill J.E. Headhunters: Matchmaking in the Labor market. Ithaka, 2002; Зотов В.В., Пресняков В.Ф., Розенталь В.О. Институциональные проблемы функционирования и преобразования российской экономики // Экономическая наука современной России, 1999, № 5; Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости. М., 1997; Кабалина В.И. Агенство по найму персонала. Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь. Отв. ред. В.А.Ядов. Спб” Наука”, 2006, с.10 И.М. Атаян
АГЕНТСТВО ПО ПОДБОРУ ПЕРСОНАЛА (АПП)
АГЕНТСТВО ПО ПОДБОРУ ПЕРСОНАЛА (АПП)
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.