Акт идеомоторный

Найдено 1 определение
Акт идеомоторный
переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения либо в появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление о нем. Эти акты непроизвольны, неосознаваемы и обычно имеют слабо выраженные пространственные характеристики. Принцип идеомоторного акта открыл в XVIII в. английский врач Д. Гартли и разработал английский психолог В. Карпентер. Дальнейшие исследования показали, что движения, сопровождающие процесс представления движений, не всегда непроизвольны и что мышечные сокращения, вызывающие их, могут осознаваться. Есть два взгляда на физиологический механизм идеомоторного акта. Первый основывается на представлениях И. П. Павлова, который считал, что идеомоторный акт управляется эффекторными импульсами, поступающими от моторных клеток коры головного мозга. Второй подход исходит из положения о кольцевой регуляции движений Н. А. Бернштейна, который считал, что идеомоторный акт управляется благодаря сигналам обратной связи, поступающим от органов движений. Идеомоторные упражнения используются при реабилитации больных с тяжелыми двигательными нарушениями, когда пациентам предлагается образно воспроизводить движения в сознании при невозможности выполнить данное движение реально.
Чувствительность к незаметным для внешнего наблюдателя микродвижениям мышц при идеомоторном акте позволяет угадывать задуманное другим человеком и непроизвольно производимое им движение. Подобная чувствительность высока у домашних животных, особенно у «самых домашних» – кошек и собак.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

Значение психофизиологического механизма идеомоторного акта при развитии пения в ощущениях

Пронин Андрей Михайлович
Предложены механизмы развития пения в ощущениях.
Читать PDF

Идеомоторная тренировка и ее роль в активизации процесса обучения курсантов (студентов) из раздела ф

Сидорченко Екатерина Николаевна, Овчарук Игорь Степанович
Рассмотрены направления повышения эффективности процесса обучения курсантов техническому преодолению элементов полосы препятствий за счет внедрения идеомоторной тренировки.