outreach) – всякая попытка донести услуги до нуждающихся в них людей, которые в противном случае не смогут ими воспользоваться.
Многие агентства социального обслуживания работают с клиентами пассивно; считается, что потенциальные клиенты и так хорошо информированы и если пожелают, смогут воспользоваться услугами. Сходным образом предполагается, что не пользуются услугами те, кто в них не нуждается или почему-либо не хочет получить. В настоящее время ложность этих утверждений не вызывает сомнения. При активной работе с клиентами востребованность услуг заметно возрастает, появляются новые клиентские группы (больные, инвалиды, представители этнических меньшинств).
Раньше активная социальная работа проводилась преимущественно с молодыми людьми, которые сами вряд ли обратились бы за помощью (см. МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА И СУБКУЛЬТУРА). Такая работа особенно себя оправдывает с молодыми бездомными, лицами, злоупотребляющими психоактивными веществами, и потенциальными преступниками. Другим направлением активной работы является предоставление советов. В рамках рекламных кампаний проводится разъяснительная работа с теми, кто имеет право на пособия, но не получает их (не желает обращаться или не знает, как это сделать); особенно впечатляющие результаты бывают при использовании информационных листовок и личном контакте с населением. В здравоохранении повысился охват населения такими видами профилактики, как иммунизация от тяжелых заболеваний, противоэпидемические мероприятия при ВИЧ/СПИД. (См. также ОБЩЕСТВЕННАЯ БРИГАДА ПО БОРЬБЕ С НАРКОТИКАМИ.) Следует помнить о том, что бедным и уязвимым категориям населения свойственна относительная беспомощность. Именно поэтому социальные службы должны донести информацию и помочь воспользоваться своими услугами тем, кто особенно остро в них нуждается, однако не может или не желает воспользоваться. Это имеет большое значение для ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, поскольку позволяет выявить проблемы на ранних стадиях их появления. (См. также УСЛУГИ НА ДОМУ.)