успешность реабилитации инвалида во многом определяется степенью активности ближайшего окружения (родителей, других родственников, друзей, коллег по работе) и его участием в этом процессе. Согласно наблюдениям Л. В. Мордахаева (2001) можно выделить следующие виды активности ближайшего окружения:
- конструктивная активность – окружение активно с самого начала проявления патологического процесса – родственники не только выполняют то, о чем их просят, но и предпринимают самостоятельные шаги, делятся со специалистами домашними наблюдениями, советуются с ними – наиболее благоприятный вариант;
- отсроченная активность – активность появляется после первых положительных результатов – заинтересованность в реабилитации возникает у родственников после получения положительных результатов реабилитации; специалисту по реабилитации важно не пропустить этот момент и стимулировать дальнейшее проявление целесообразной активности;
- скачкообразная активность – характерно проявление активности по настроению или другим причинам, довольно часто зависит от положительных или отрицательных проявлений реабилитации;
результативность такой активности очень низкая;
- активность ради активности – родственники стараются выполнять все предписанные специалистами по реабилитации рекомендации, но не вникают в их содержание и личного участия в реабилитации инвалида не принимают; для них важно «пробежать» все кабинеты и обеспечить инвалиду уход, на этом вся забота о нем прекращается; вовлечение таких родственников в активный процесс реабилитации требует аргументированности,
деликатности и настойчивости;
- вялая активность или ее отсутствие – родственники уже решили для себя, что бесполезно что-либо делать, и практически отстранились от помощи инвалиду, акцентируя внимание только на уходе за ним; некоторые осознают, что инвалиду нужна помощь, но сами заниматься этим не хотят, для «очистки совести» могут поместить инвалида в специальное учреждение;
- имитация активности – родственники только при беседе со специалистами делают вид, что основные рекомендации по работе с инвалидом они выполняют, но результативность их крайне слаба; как правило, показывают свою глубокую озабоченность и то, как они много работают над проблемой; внешне очень трудно отличить от фактической деятельности.