АКВАВИВА Сабино

Найдено 1 определение
АКВАВИВА Сабино
(р. 1927) -итальянский исследователь религии, профессор Падуанского университета; в 1969-1971 гг.-президент Международного общества социологии религии. В 1950-60-е годы А. изучал динамику религиозности промышленно развитых обществ на обширном статистическом материале о состоянии христианских религиозных организаций в странах Западной Европы. Результаты изложены в труде «Закат священного в индустриальном обществе» (1961), переведенном на несколько европейских языков и оказавшем влияние на социологические исследования религии за рубежом. По мнению А., постоянным и неизменным элементом в структуре религии является индивидуальное «внутреннее переживание» священного. Вероучения, ритуалы и организационная составляющая религии выступают как внешние формы и подвержены изменениям в зависимости от социальных условий. Главный вывод А. - констатация неуклонного снижения востребованности традиционных религиозных идей и образов в современном индустриальном обществе. Причины этого - радикальные перемены в ключевых областях социальной жизни под действием факторов экономического и культурного развития, когда современный человек освобождается от прежних норм религиозной регламентации, утрачивает необходимость регулярного сопровождения актов жизнедеятельности религиозными обрядами и другими религиозными действиями.
На смену сакрализации идет индивидуальная и общественная секуляризация. Однако на уровне психической деятельности переживание священного не утрачивается, оно лишь вытесняется в сферу бессознательного и пребывает там в качестве архетипа, периодически активизируясь в религиозных настроениях людей. Эти выводы А. стали одним из теоретических оснований различных теорий секуляризации в 1960-е годы. Однако в последующие десятилетия эмпирические исследования по социологии религии обнаружили в большинстве развитых стран, испытавших сильное влияние секуляризации, тенденцию «возвращения к священному». Поэтому в работах 1980-х годов. А. уточнил суть своей концепции: секуляризация не устраняет священное из человеческой жизни, но приводит к изменению отношений людей с сакральными объектами - в этих отношениях исчезают элементы магии и обрядоверия, они все больше этизируются и переводятся в область нравственных установлений. В труде 1990 г. «Эрос, смерть и религиозный опыт» А. уделяет главное внимание уже не столько внешнему социальному контексту религиозной жизни, сколько внутренним антропологическим основаниям религии, рассматривает религиозность как выражение существенных биопсихологических потребностей индивида.

Источник: Социология религии. Словарь.