АЛЬТРУИЗМ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

АЛЬТРУИЗМ
стремление сделать людям лучше, чем им того хочется.

Источник: Альтернативный социологический словарь

Альтруизм
Самоотверженное, добровольное, бескорыстное служение людям, оказание им помощи в тяжелых жизненных ситуациях.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Альтруизм
самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Альтруизм
(фр. altruisme лат. alter – другой) – бескорыстная забота о благе других людей, противоположность эгоизма; такой нравственный и этический принцип, согласно которому собственное благо является менее значимым для личности, чем благо других людей.

Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов

Альтруизм
от лат. alter - другой) - моральный принцип, побуждающий человека к бескорыстному служению ближним, готовности пожертвовать своими интересами ради других. Термин введен французским социологом О. Контом как противоположность понятию «эгоизм» [19].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

АЛЬТРУИЗМ
лат. alter – другой) – элемент культуры личности и культуры человеческих отношений, выступающий в качестве нравственного принципа. А. заключается в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму.

Источник: Терминологический ювенологический словарь

АЛЬТРУИЗМ
Самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотивов любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания. Нередко альтруист проявляет полное самопожертвование, самоограничение. Противоположен эгоизму, индивидуализму, предпочтению личных интересов.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

АЛЬТРУИЗМ
англ. altruism; нем. Altruismus. 1. Бескорыстная самоотверженная забота о благе других людей в противоположность эгоизму. 2. По Э. Дюркгейму - обществ, состояние, при к-ром индивид полностью поглощается группой и не имеет собственных целей, отличающихся от целей группы; исполнение долга и следование групповым нормам считаются наивысшими ценностями. См. САМОУБИЙСТВО АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Альтруизм
(от франц. altruism: лат. alter – один из двух, другой). Альтруїзм. Altruism. Действия индивида или группы, противоречащие представлениям об эгоистической природе человека. А. – сознательное бескорыстие, высшая степень которого проявляется в полном отрицании эгоизма и индивидуализма, способности отказываться от личных интересов, если этого требуют интересы других. А. – критерий нравственного поведения и высших человеческих качеств.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

АЛЬТРУИЗМ
ALTRUISM) Альтруизм, обычно противопоставляемый эгоизму и индивидуализму, представляет собой принцип бескорыстного отношения к нуждам и интересам других. Согласно Э. Дюркгейму, альтруистическое самоубийство, то есть самоубийство в интересах группы, есть результат сильного коллективного давления и социального одобрения. Более современная постановка вопроса о превосходстве альтруизма над эгоизмом характерна для теорий обмена и взаимности, а также рационального выбора теории. См. также: Обмена теория.

Источник: Социологический словарь

АЛЬТРУИЗМ
фр. altnnsme от лат alter—другой) – моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов другого. В теорию морали термин был введен французским философом и социологом Контом, который положил данный принцип в основу своей этической системы. Конт считал, что моральное усовершенствование общества может быть достигнуто путем воспитания в людях особого общественного чувства – альтруизма, которое должно противодействовать их эгоизму.

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

АЛЬТРУИЗМ
франц.altruisme, от лат. Alter -другой), самопожертвование (у животных), генетически обусловленная поведенческая реакция (обычно у взрослых особей), состоящая в своеобразном жертвовании индивидуальным биологическим благополучием, даже жизнью, если вследствие этого достаточное число сородичей (молодых) может увеличивать свои шансы на выживание, спасение в экстремальных условиях (родители ради потомков, отбор сородичей). Один из основных биологических обеспечения процветания вида и передачи из поколения в поколение генов. Альтруизм - бескорыстная забота о благе других людей. Термин введен О. Контом, противоположный по смыслу эгоизму. Любовь ближнего, или альтруизм, является у человека относительно недавним приобретением и нередко развито лишь в слабой степени. Различают следующие формы альтруизма в человеческих культурах: помощь людей друг другу во время опасностей, справедливое деление пищи, помощь больным, раненым, помощь посредством орудий, помощь посредством знаний.

Источник: Глоссарий по биосоциологии

Альтруизм
система ценностных ориентаций личности, при которой центральный мотив и критерий нравственной оценки – это интересы другого человека или социальной общности; противоположное понятие – эгоизм. Центральная идея альтруизма – идея бескорыстия как не прагматически ориентированной деятельности, выполняемой в интересах других людей и не предполагающей реального вознаграждения. Абсолютизация
альтруизма столь же ошибочна, как и его недооценка. Реальная значимость альтруистического поведения личности определяется характером ценностей, лежащих в основе взаимоотношений с другими людьми. Альтруизм интерпретируется в очень широком теоретическом диапазоне, он может выступать как социальнопсихологическое проявление гуманности, а также в повседневном общении и деятельности людей. Механизмом проявления альтруизма может оказаться ситуативная альтруистическая установка, актуализуемая в конкретных опасных ситуациях (например, спасение ребенка ценой собственной жизни). В концепции 3. Фрейда проявления альтруизма рассматриваются как невротическая потребность субъекта в ослаблении чувства вины, или же – как компенсация им первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению. В гуманистической психологии альтруизм рассматривается как мотивационный аспект для самоактуализации личности.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Альтруизм
altruism), бескорыстная забота о благе др. людей или помощь, в т.ч. при стихийных бедствиях или несчастных случаях. Исторически известные формы А. очень разнообразны: от простого совета до помощи в опасных ситуациях. Большинство ученых рассматривают А. как форму скрытого эгоизма, ибо естественный отбор (Дарвин) должен поощрять поведение, к-рое направлено на приспособляемость и выживаемость организма в дарвиновском смысле. А. животных обычно объясняют существованием разного типа механизмов, к-рые в конечном счете помогают либо самому альтруисту, либо его потомкам — носителям его генов. Один из таких механизмов — взаимный А., к-рый поощряет сотрудничество, предполагающее врем, жертвы ради их возмещения в будущем. Другой тип, именуемый родственным отбором, подразумевает заботу родителей о потомстве, к-рая увеличивает шансы на выживание потомства этих альтруистов, а тем самым и их генов. В человеческом об-ве культурные ценности могут существенно влиять на подобные природные процессы. Однако большинство ученых считают людей изначально эгоистическими существами. Исследования 1980-х гг. тем не менее привели к предположению, что эмпатия может способствовать развитию природной неэгоистичности, что можно рассматривать как разновидность врожденного механизма. Люди (в любом из известных типов об-ва) незамедлительно отзываются на нужды ближнего. Разумеется, это не исключает известной расчетливости: готовность оказать помощь во мн. зависит от того, насколько привлекательным, заслуживающим содействия и не внушающим опасения является получающий ее.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

АЛЬТРУИЗМ
самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания. В нек-рых случаях (при уходе за тяжелобольными, умирающими и т. п.) альтруист проявляет полное самопожертвование, самоограничение, отказывается от счастья, своих интересов и желаний. Противоположен эгоизму (см.), индивидуализму, предпочтению личных интересов. А. как добродетель составлял одно из важных требований в религиозной морали (буддизме, христианстве); как моральный принцип в стоицизме, в англ. этике XVIII в. (А. Шефтсбери, Д. Юм и др.), в этике Г. Лейбница, И. Канта, Л. Фейербаха. В современной социологии отношение альтруизм - эгоизм рассматривается как неразрешимая антиномия, свойственная человеческой природе. В эмпирич. социологич. и соц.-психологич. исследованиях человеческое поведение тестируется на способность к А., к-рый выступает как: 1) критерий нравственности поведения (Дж. Райт - Англия) и 2) высший этап нравственного развития личности (Л. Кольберг, Т. Лайкона - США). В современной социологии много эмпирич. исследований А. и "помогающего поведения" (helping behaviour). Иногда они трактуются как альтернатива эгоистической морали и различн. формам соц. переустройства об-ва. Лит.: Berk R.A. Collective behaviour. Brown, 1979; Rushton J.Ph. Altruism, socialization and society. Prentice-Hall, 1980; Margolis H. Selfishness, altruism and rationality. Chicago, 1984; Bedchoc S. Problem of altruism. Oxford, 1986. JI.B. Коновалова

Источник: Российская социологическая энциклопедия

АЛЬТРУИЗМ
фр. altruisme, лат. alter - другой) - моральный принцип, основанный на признании естественной связанности людей через врожденное чувство симпатии. При этом в другом, наделяемом статусом этической доминанты всего моего существования, видится воплощение общечеловеческого. А. отказывается от внутренней самооценки субъекта в попытке выйти за пределы эгоизма, безусловным этическим абсолютом которого являлся "единственно я сам". Нравственность обеспечивается оценкой извне, а потому А. вынуждает человека смотреть на собственные действия с точки зрения беспристрастного очевидца, что приравнивается к суду совести. С позиции А. понятие долга естественно следует из чувств врожденной симпатии между людьми.
Понятие "А." введено Контом как обобщение принципа "жить ради других", существенного для морали буддизма и христианства, позднее развитого английской этикой 18 в. (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, А.Смит) и идеями французского Просвещения (Ж.-Ж.Руссо). Идея особой самоценности, направленности на другого через сопереживание полнее всего была развита А.Шопенгауэром. С точки зрения самого Конта, следует различать инстинктивный А., объединяющий животных в род, и человеческий А., зарождающийся в условиях цивилизации и переходящий в спонтанное врожденное чувство. Ницше ставил вопрос о преодолении А. как уравнивающего чувства стада. З.Фрейд трактовал А. как невротическую компенсацию вытесненного первоначального эгоизма. Позднее возникают попытки устранить этическую оппозицию "А. - эгоизм" через рассмотрение Другого как уникального Я, подобного моему.
Д.В. Майборода

Источник: Социология: энциклопедия

АЛЬТРУИЗМ
altruism) — заинтересованность в благосостоянии скорее других, нежели в собственном. Альтруистическое поведение, следовательно, противоположно эгоистическому и включает в себя стремление помочь другим, когда речь идет о человеческом поведении. Но тот факт, что поведение некоторых животных оценивается как альтруистическое, указывает на две возможные основы определения термина: намеренность и поведенческие эффекты. Термин был введен Контом, считавшим, что под влиянием позитивизма общество развивается в направлении гуманистических ценностей. Раштон и Соррентино (1981) предлагают четыре объяснения альтруизма: (а) генетическое наследство, подтверждаемое примерами из мира животных, а также "эгоистической генной" теорией социобиолога Р. Доукина (1976), то есть альтруистическое поведение в отношении одного родственника (например, материнское поведение) имеет своим следствием сохранение некоторых общих генов; (б) когнитивное развитие: нравственное основание способность "принимать участие в другом" (см. Дж. Г. Мид) увеличиваются с возрастом; (в) социальный опыт: социализация влечет за собой усвоение опыта других посредством наблюдения и подражания; (г) благоразумное поведение: помощь другим может поощрять ответную помощь с их стороны (см. Теория обмена). Последнее скорее сомнительно альтруистическое, так как, вероятно, способно нести в себе расчет на личную или взаимную выгоду. При таких условиях вся человеческая деятельность могла бы рассматриваться как эгоистическая, но тогда было бы стерто всякое различие между альтруистическим и эгоистическим поведением. Психологи предложили личностный подход к альтруизму, ибо участливое поведение более выражено у одних людей, чем у других. Альтруизм по отношению к незнакомцам особенно влиятелен в философии государства всеобщего благоденствия и иллюстрируется Титмусом в исследовании деятельности службы переливания крови, где альтруизм — это обмен подарками и презентные отношения. См. Кооперативная организация и кооперативное движение. Ср. Конкуренция.

Источник: Большой толковый социологический словарь

АЛЬТРУИЗМ
(от лат alter – другой) – моральное качество, характеризующее готовность человека пожертвовать своими интересами ради блага других людей. Понимаемый таким образом, он представляет собой прямую противоположность эгоизма. Термин «А.» был введён французским философом О. Контом, который в первой половине 19 в. сформулировал принцип «жить для других», восходящий к различным учениям древности, а также к идеям ряда предшествующих мыслителей. Сам О. Конт различал два типа А.: первый присущ животным, а второй возникает в рамках цивилизации, превращаясь в конечном счёте в свойство, объединяющее всех людей. Его последователь Г. Спенсер, английский философ первой половины 19 в., также рассматривал А. как результат естественной эволюции. Иную точку зрения развивал немецкий философ Ф. Ницше, который полагал, что А. является способом бегства слабых людей от своей посредственности. Не имея возможности достичь идеала сверхчеловека, т. е. выделиться из толпы, эти люди, полагал он, прибегают к А., который оборачивается их групповым эгоизмом. Что касается основоположника психоанализа З. Фрейда, то он рассматривал А. как невротическую компенсацию его противоположности – первобытного эгоизма, вытеснение которого из сознания человека приводит к образованию у него комплексов. Несмотря на значительные расхождения по вопросу о возникновении А., все философы были едины в понимании его сущности: следуя О. Конту, они подразумевали под ним характеристику действий, лишённых себялюбия. А. как черта характера, проявляющегося в поведении человека, необходим прежде всего для представителей тех профессий, которые так или иначе связаны с помощью людям (медицины, социальной работы и др.). В течение нескольких тысячелетий, которые на земле существует цивилизация, такая помощь ассоциируется в сознании людей с медициной, считающейся по праву самой гуманной профессией. Поскольку социальные работники имеют дело не с человеческими болезнями, а с общественными, им не приходится испытывать на себе действие новых лекарственных препаратов или подвергать себя опасности, работая в очаге инфекции. Тем не менее в основе их деятельности лежит А., т. е. признание приоритета интересов людей, нуждающихся в помощи. Без такого признания, выражающего желание помочь нуждающимся, эффективная помощь им со стороны социальных работников так же невозможна, как и без соответствующего умения.

Источник: Словарь по волонтерству.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Альтруизм в профессиональной практике: социологический анализ профессий Роберта К. Мертона

Рубцова Мария Владимировна, Мартьянова Наталья Александровна
Данная статья посвящена одной из наиболее интересных и актуальных проблем в социологии профессий. Предмет ее рассмотрения феномен альтруизма в профессиональной практике.
Читать PDF
0.00 байт

2012. 02. 002. Стейнберг Д. Альтруизм в медицине: его определение, природа и дилеммы. Steinberg D. a

Соколова М. Е.
Читать PDF
0.00 байт

2012. 02. 001. Карлсон Дж. , Хорген М. Альтруизм и общество sui generis: с Дюркгеймом - против эволю

Якимова Е. В.
Читать PDF
0.00 байт

Альтруизм — специфический способ реализации человекомерности социального бытия

Бабосов Е. М.
Теоретически эксплицирована сущность, выявлены особенности альтруизма как нравственного принципа бескорыстного отношения человека к нуждам, интересам и горестям других людей.
Читать PDF
0.00 байт

Понятие «Альтруизм» в социологии: от классических концепций к практическому забвению

Быков Андрей Вячеславович
В статье представлен историко-теоретический анализ основных концепций альтруизма, характерных для классической социологической традиции. Проблематика альтруизма и морали занимала центральное место в теориях Г. Спенсера, Э.
Читать PDF
0.00 байт

Ф. Штайнер. Альтруизм, эгоизм и индивидуализм в дюркгеймовской школе

Ушкова Е.Л.
Читать PDF
0.00 байт

Пожилые горожане мегаполиса и малых городов: солидарность, альтруизм и приоритеты в области городско

Радина Надежда, Поршнев Александр
The study based on a survey of 516 city dwellers analyzes their interests in various city development programs and social involvement of different age groups in the public space of the city.
Читать PDF
0.00 байт

Разумный альтруизм: можно ли примирить мораль и рынок?

Конрой Наталья Викторовна
Книга Жужи Беренд — результат десятилетней этнографии речевого поведения необычной группы, которая называла себя «удивительные женщины SMO»1 (www.surromomsonline.com).
Читать PDF
0.00 байт

Предприимчивый альтруизм

Наталья Ульянова
Знаковая для социального предпринимательства фигура — Мухаммад Юнус, экономист, банкир и Нобелевский лауреат по экономике 2006 года.
Читать PDF
0.00 байт

2016.02.016. ДОЛГОВ А.Ю. АЛЬТРУИЗМ, МОРАЛЬ И СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Долгов А.Ю.
Читать PDF
0.00 байт

ВИРУСНЫЙ АЛЬТРУИЗМ ИЛИ СОЦИАЛЬНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ? СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТИПОВ УЧАСТИЯ И МЕХАНИЗМОВ ВОВЛЕЧЕ

Моисеев Станислав Павлович, Девятко Инна Феликсовна
Статья посвящена изучению феномена вирусного альтруизма как формы просоциальной массовой активности в социальных сетях.
Читать PDF
0.00 байт

Самоактуализация как Фактор формирования установки на альтруизм

Коломиец Евгений Анатольевич
В статье приводится анализ современных методологических и практических проблем развития просоциальной мотивации. Исследуется взаимосвязь уровня самоактуализации и установки на альтруизм.