АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
от лат. ambo - оба и valentia - сила) - англ. ambivalency; нем. Ambivalenz. Двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр., антипатию и симпатию. См. АФФЕКТ, ЭМОЦИИ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
амбивалентность
1) одна из категорий социального психоанализа, используемая З. Фрейдом: примером А. индивида может быть его любовь и ненависть к одному лицу (вождю); 2) по З. Бауману – сущностная черта постмодернизма, общество возможностей и опасностей, жизнь без рельефно выраженных стратегий и идентификаций, соответственно, необходимо научиться жить с А. Литература: Фрейд З. Психоаналитические этюды. – Минск: ООО «Попурри», 1997; Bauman, Z. Modernity and Ambivalence. – Ithaca: Cornell University Press, 1991.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Амбивалентность
двойственность, двусмысленность, двузначность, противоречивость, совместное присутствие двух противоречащих друг другу тенденций, переживаний, стремлений, представлений касательно одного объекта, например, симпатии и антипатии. Термин был введен Ю. Блейлером, чтобы отразить сосуществование противоречивых импульсов и эмоций, направленных на один и тот же объект. Амбивалентность следует отличать от смешанных чувств по отношению к кому-либо. Она связана с глубинной эмоциональной установкой, где противоречивые отношения имеют общий источник и являются взаимосвязанными, тогда как смешанные чувства могут базироваться на реалистической оценке несовершенной природы объекта. Различают амбивалентность воли (амбитенденция); амбивалентность мысли и чувств (одновременная любовь и ненависть по отношению к одной и той же личности) и амбивалентность намерений (вожделение и отвращение).
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
(от лат. ambo — оба и valentia — сила) — противоречивый, двойственный — сосуществование в глубинной структуре личности противоположных, взаимоисключающих эмоциональных установок (напр., любви и ненависти) по отношению к к.-л. объекту или человеку, одна из к-рых оказывается при этом вытесненной в область бессознательного и оказывает действие, не осознаваемое данной личностью. В художественной литре это состояние описано и всесторонне проанализировано Ф. М. Достоевским. Сам термин «А.» введен в широкий научный оборот психиатром Э. Блейлером, к-рый видел в ней осн. характеристику психической жизни человека, страдающего раздвоением личности (шизофренией). Он вычленил три типа А.: 1) эмоциональную — позитивное и одновременно негативное чувство к к.-л. человеку (таково, по его мн., отношение родителей и детей), 2) волевую, выражающуюся в бесконечных колебаниях между противоположными решениями, непримиримом конфликте между ними, сопровождающимися подчас отказом от всякого решения, 3) интеллектуальную, выражающуюся в нанизывании противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей, между к-рыми мечется мысль больного. Во всех трех случаях, по Блейлеру, А. является свидетельством распада личности.
Расширяя смысл и область применения этого понятия в психологии, Фрейд рассматривал А. не только как сосуществование противоположных эмоциональных, волевых и интеллектуальных установок, но и как сосуществование в недрах одной и той же личности более «глубинных» побуждений (влечений) — активных и пассивных витальных импульсов: напр. к разрушению «объекта» (садизм) или самого себя (мазохизм).
В конце концов эти влечения были сведены Фрейдом к двум разнонаправленным формам «инстинкта смерти» («Танатоса»). Инстинкт смерти и разрушения противопоставлялся жизнеутверждающему инстинкту жизни («Эросу»): противоположность этих двух фундаментальных инстинктов и обусловливает, по Фрейду, как изначальную А. человеческой психики, так и все последующие формы этой двусмысленности. Он видел в А. особенность инфантильной эмоциональной жизни, к-рая оказывается следствием зависимости ребенка от матери. Социол. интерпретация А. дана в работах Мертона, к-рый истолковывает ее с помощью понятий: социальная роль, статус, конфликт ролей. Считая источником психической А. социальную А., Мертон вычленяет ряд социальных типов А.: 1) связанную с множеством функций, придаваемых статусу личности (напр., экспрессивной и инструментальной); 2) обусловленную конфликтом между статусами (напр., конфликт статусов мужчины и женщины в семье и на производстве); 3) определяемую конфликтом между отдельными социальными ролями; 4) вытекающую из факта сосуществования в об-ве противоположных ценностей культуры среди членов об-ва; 5) обусловленную конфликтом между социальной структурой и системой культурных ценностей, т. е. конфликтом между предписываемыми культурой стремлениями и предоставляемыми социальной системой средствами для их осуществления; 6) имеющую своим источником существование опред. круга людей, живущих одновременно в нескольких об-вах (иммигранты) и ориентированных на различ. культурные ценности. Свою социол. теорию Мертон применил также к анализу конфликта норм, свойственных науке как социальному ин-ту. Практически это было, с одной стороны, попыткой рациональной социол. расшифровки психоаналитической теории А., с др.— нек-рой психологизирующей зашифровкой той проблематики, к-рая была взята в более чистом виде в социол. теориях конфликта (Конфликта социального концепции).
Расширяя смысл и область применения этого понятия в психологии, Фрейд рассматривал А. не только как сосуществование противоположных эмоциональных, волевых и интеллектуальных установок, но и как сосуществование в недрах одной и той же личности более «глубинных» побуждений (влечений) — активных и пассивных витальных импульсов: напр. к разрушению «объекта» (садизм) или самого себя (мазохизм).
В конце концов эти влечения были сведены Фрейдом к двум разнонаправленным формам «инстинкта смерти» («Танатоса»). Инстинкт смерти и разрушения противопоставлялся жизнеутверждающему инстинкту жизни («Эросу»): противоположность этих двух фундаментальных инстинктов и обусловливает, по Фрейду, как изначальную А. человеческой психики, так и все последующие формы этой двусмысленности. Он видел в А. особенность инфантильной эмоциональной жизни, к-рая оказывается следствием зависимости ребенка от матери. Социол. интерпретация А. дана в работах Мертона, к-рый истолковывает ее с помощью понятий: социальная роль, статус, конфликт ролей. Считая источником психической А. социальную А., Мертон вычленяет ряд социальных типов А.: 1) связанную с множеством функций, придаваемых статусу личности (напр., экспрессивной и инструментальной); 2) обусловленную конфликтом между статусами (напр., конфликт статусов мужчины и женщины в семье и на производстве); 3) определяемую конфликтом между отдельными социальными ролями; 4) вытекающую из факта сосуществования в об-ве противоположных ценностей культуры среди членов об-ва; 5) обусловленную конфликтом между социальной структурой и системой культурных ценностей, т. е. конфликтом между предписываемыми культурой стремлениями и предоставляемыми социальной системой средствами для их осуществления; 6) имеющую своим источником существование опред. круга людей, живущих одновременно в нескольких об-вах (иммигранты) и ориентированных на различ. культурные ценности. Свою социол. теорию Мертон применил также к анализу конфликта норм, свойственных науке как социальному ин-ту. Практически это было, с одной стороны, попыткой рациональной социол. расшифровки психоаналитической теории А., с др.— нек-рой психологизирующей зашифровкой той проблематики, к-рая была взята в более чистом виде в социол. теориях конфликта (Конфликта социального концепции).