одна из разновидностей квазиэкспериментов, т.е. экспериментов, в которых независимая переменная не изменяется, а выбирается из имеющихся случаев. Большинство исследований, которые включают А.Е.С., имеют структуру "А1 - В - А2", что значит "наблюдение-условие-наблюдение". Например, мы можем оценить отношение белорусов к интеграции с Россией до начала войны в Чечне (фаза А1) и после (фаза А2). Однако условие не находится под контролем экспериментатора и обычно имеет длительный эффект влияния. Если проходит достаточно много времени между наблюдениями, то у испытуемых может меняться возраст (при интроиндивидуальной схеме исследования), что грозит опасностью смешения возраста с интересующей нас переменной. Хотя возраст не оказывает на другие переменные непосредственного влияния, с возрастом связано лучшее знакомство с жизнью, увеличение способности решать проблемы, улучшение лингвистических навыков, биологическое взросление и т.д. Эти факторы, которые обычно называются взрослением, практически всегда вызывают смешение в исследованиях с естественными событиями.
Кроме того, в жизни людей случается множество событий, которые могут так или иначе повлиять на результаты исследования. Так как исследователь не может контролировать способ и место проведения эксперимента, испытуемые не изолированы от многочисленных посторонних влияний по сравнению с классическим экспериментом. Этот источник смешения называется историей.
История и взросление могут изменяться оба или по одному, прямо или обратно пропорционально интересующему нас событию или не изменяться вовсе. К тому же эти эффекты могут взаимодействовать между собой. Для того чтобы уменьшить влияние этих факторов на результаты исследования, исследователь должен более активно вмешиваться в квазиэксперимент. Можно, например, постараться найти контрольную группу.
Такая схема часто называется схемой неэквивалентной контрольной группы. Использование схемы неэквивалентной контрольной группы несет дополнительную угрозу внутренней валидности исследования. Несмотря на то что она выглядит как обычная экспериментальная схема, на самом деле у исследователя нет непосредственного контроля над ситуацией. Так как случайного распределения испытуемых по группам не производилось, то нет гарантии, что испытуемые в группах не подобраны по какой-либо характеристике, которая и обусловила наблюдаемый эффект. Данную проблему называют проблемой предвзятого выбора. Кроме того, при А.Е.С. существует проблема применимости статистических критериев для анализа данных. Все вышесказанное не позволяет интерпретировать связи, установленные с помощью ex post factо анализа эффектов событий (например, стихийное бедствие, появление нового товара на рынке и т.д.), как причинные.
А.П. Репеко